Время новостей
     N°145, 14 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.08.2001
Битва на Волге
У идеи переименования Волгограда появились правые и левые сторонники
Идея волгоградского губернатора Николая Максюты о переименовании города Волгоград в Сталинград упала в подготовленную почву. Российские политики с удовольствием включились в политико-топонимическую дискуссию. Первым на инициативу г-на Максюты откликнулся лидер КПРФ Геннадий Зюганов, полностью поддержав волгоградского губернатора. Название Сталинград, полагает г-н Зюганов, соответствует «нашей истории, великому сражению, нашему духу». А кроме того, г-н Зюганов считает, что переименование Волгограда сегодня, как никогда, злободневно. «Когда снова полыхают конфликты на Балканах и на Ближнем Востоке, хорошую историческую память надо сохранять», -- уверен лидер коммунистов.

Иначе смотрят на историческую справедливость саратовский губернатор Дмитрий Аяцков и его самарский коллега Константин Титов. Они считают, что Волгоград надо переименовать, но совсем по-другому. «Если уж возвращать исторические имена поволжским городам, то тогда надо вернуться к Царицыну», -- сказал г-н Аяцков. Г-н Титов считает, что переименование Волгограда «проблема всей страны», если учесть неоднозначный подход к одиозной личности Сталина. И если проводить референдум, то, по мнению г-на Титова, в нем должны принять участие все российские граждане. Отметив, что в период правления Сталина были и положительные моменты, г-н Титов все же высказался против референдума. Он считает, сегодня «не все до конца понимают вред тоталитарного режима Сталина». К тому же гг. Аяцков и Титов отметили, что в стране сейчас гораздо важнее решать другие проблемы, «чем заниматься переименованием». В этом их поддержал и зампред фракции «Яблоко» Сергей Иваненко, который считает, что «переименовывать Волгоград в Сталинград сейчас никому не нужно», «так же как и выносить тело Владимира Ленина из Мавзолея». Такие символические жесты, по его мнению, поделят людей «на красных и белых и на демократов и патриотов», тогда как государственные символы должны не раскалывать, а объединять нацию.

Председатель президентской комиссии по политической реабилитации жертв политических репрессий, бывший член Политбюро ЦК КПСС, с именем которого связывается десталинизация 80-х Александр Яковлев в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» назвал попытки переименовать Волгоград «бессовестной провокацией против нормальных людей». «Действительно, непереименованных городов много, -- признал г-н Яковлев, -- скажем, пора бы переименовать Ульяновск в Симбирск, Киров в Вятку, очень много районов носят имя Дзержинского, Орджоникидзе и имена других из всей этой группы преступников, которые нашу Россию выбросили на обочину исторического развития». Давать городу имя Сталина, по его мнению, «связанного с гибелью 30 миллионов наших граждан, это кощунство и издевательство». Г-ну Яковлеву непонятно, почему в нашей стране считается, что «людей вчерашнего дня нельзя раздражать». «Ради этих людей у нас теперь большевистский гимн, а ведь эти вечно вчерашние могут раздражать нынешних нормальных людей», -- полагает он.

На самом деле история с переименованием Волгограда, начавшись почти как шутка, может вылиться в полноценную политическую кампанию. Оценить ее направление пока трудно. Это может быть и борьбой за восстановление народного почтения ко всей российской истории. В той же степени речь может пойти и о решительном изживании недостатков прошлого. В любом случае картографам стоит держать ухо востро.

Мария НИКИФОРОВА, Виктор ХАМРАЕВ