Время новостей
     N°132, 25 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.07.2005
Патриотический бизнес-план
Главное умение чиновника в России состоит в том, чтобы придумать статью расходов, эффективность трат на которую в принципе не поддается анализу. Потом убедить вышестоящее начальство выделить бюджетные ассигнования. И наконец, в качестве третьего, я бы сказал, кульминационного акта этого нехитрого спектакля, самому "сесть на потоки" -- освоить придуманный бюджет на придуманные цели.

Одобренная правительством на прошлой неделе пятилетка патриотической идеи -- программа траты денег не пойми на что с 2006 по 2010 год -- как раз и есть торжество высочайшего российского чиновничьего креатива. Попытки сравнивать траты по этой программе с расходами на безопасность движения, предпринятые репортерами, некорректны. Что сделано на казенные деньги в борьбе за безопасность движения, можно проверить по крайней мере двумя бесспорными способами -- сравнить статистику погибших в ДТП с прежними годами или посчитать, например, количество новых дорожных знаков.

Проверить, насколько эффективно потрачены деньги на патриотическую идею, невозможно в принципе. Ибо что такое "безопасность дорожного движения" -- понятно, а что такое "патриотическая идея" -- нет. Этих идей может быть великое множество -- все зависит от трактовки.

При этом у тех, кто тратит деньги на патриотическое воспитание масс, есть прекрасная возможность отчитаться о проделанной работе. Вот смотрите: сняли 45 патриотических кинофильмов, 24 патриотических мультфильма, 17 патриотических рекламных роликов. Вот провели 177 патриотических конференций и семинаров. Вот выпустили 925 патриотических книжек общим тиражом 1 млн экземпляров. То есть конкретные цифры есть, а конкретных результатов нет. И что характерно, быть не может! Невозможно ведь доподлинно установить, сколько людей насколько больше полюбили Родину, посмотрев хотя бы один из 45 патриотических фильмов.

Спекуляции на патриотизме -- безошибочный вид легальных финансовых махинаций под безупречным политическим прикрытием. Незадолго до принятия вышеозначенного патриотического бизнес-плана в Совете Федерации проходило закрытое (!) совещание, посвященное методам улучшения имиджа России за рубежом. То есть проблеме экспорта российской патриотической идеи. После этого совещания спикер сената Сергей Миронов произнес золотые слова. Он сказал, что честь Родины стоит дорого. Истинная правда. Во-первых, честь Родины все-таки измеряется деньгами (раз стоит дорого) -- то есть ее можно купить и продать. И во-вторых, она стоит не просто денег, но больших денег.

На патриотическую идею правительство собирается потратить какую-то смешную сумму -- не больше 20 млн долл. за пять лет. Но, например, на другой такой же креативный проект -- телеканал Russia Today, который должен нести англоязычной публике на присущем ей английском языке приятные вести о России, -- затраты уже гораздо больше. 30 млн долл. на год. И эти деньги тоже вне всякого контроля. Едва ли рейтинг такого канала будет выходить за рамки статистической погрешности при стандартном замере аудитории. А о количестве человекочасов, затраченных на подготовку пропагандистской трескотни, вам всегда отчитаются в лучшем виде.

Поэтому, мне кажется, спор о том, хороша или плоха программа развития патриотической идеи, совершенно бессмыслен. Патриотизм в принципе невозможно прививать с помощью целевых программ. При том, что государственная поддержка отечественного кинематографа (не "патриотического", а качественного) -- это патриотический проект. А еще более патриотический проект -- превращение России в благоустроенную демократическую страну, в которой гражданам приятно жить и которой можно гордиться без усилий пропагандистской машины.

Обычно когда пишешь про такое, всегда начинают спрашивать: "Вы что, против того, чтобы воспитывать в гражданах патриотизм?" Да, я против. Я против того, чтобы воспитывать патриотизм как условный рефлекс, как слюноотделение, прививать как вакцину от столбняка с помощью специальных программ и конкретных технологических операций. А патриотический бизнес-план по освоению государственных денег, не спорю, талантливый. Молодцы ребята. Не пропадут.

Семен Новопрудский