Время новостей
     N°130, 21 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.07.2005
Кому Япончик, а кому и Вячеслав Кириллович
Биография главного российского авторитета
Иваньков Вячеслав Кириллович, кличка Япончик, 1940 года рождения, вор в законе, один из наиболее удачливых, авторитетных и популярных в околокриминальной среде уголовников. С детства отличался волевым и самостоятельным характером, происходит из неблагополучной семьи (отец был неравнодушен к алкоголю). В юности занимался борьбой, учился в цирковом училище.

Считается, что еще в конце 60-х годов Иваньков вошел в уголовную среду, в частности был связан с шайкой Монгола -- вора в законе Геннадия Карькова. Банда занималась вымогательствами, вышибая отступное у зажиточных людей, многие из которых добились своего благосостояния в обход советских законов. Группировка Монгола действовала в течение нескольких лет и была разгромлена лишь в 1972 году. Большинство соратников Карькова и он сам были приговорены к длительным срокам заключения, однако Иванькова приговор не коснулся, он остался на свободе. К тому времени Япончик уже успел обзавестись психиатрическим диагнозом: в 60-х годах после первого задержания за попытку карманной кражи врачи поставили ему шизофрению. Впрочем, в 1974 году диагноз, позволявший уходить от наказания за незначительные преступления, был снят.

После осуждения Монгола Вячеслав Иваньков начинает самостоятельную карьеру и организует собственную группировку. Профиль работы сохраняется: вымогательства и грабежи цеховиков, ювелиров и прочих состоятельных советских людей. С Иваньковым были связаны многие известные авторитетные персонажи, в том числе убитый в 1994 году Отари Квантришвили и Вячеслав Слива. В 1970-х годах Япончика несколько раз задерживают. Например, в 1972 году его взяли за драку с грузинами в ресторане "Русь", закончившуюся гибелью одного из участников потасовки. Попав в СИЗО, Иваньков получает признание уголовников: они "коронуют" его вором в законе. Тем не менее эта степень криминального отличия так и не была сопровождена достойным сроком: доказать участие Япончика в ресторанной драке правоохранительные органы оказались не в состоянии, и он получает лишь судимость за фальшивые документы, найденные при нем во время обыска. Во второй половине 70-х Иванькова обвиняли также в ношении холодного оружия. Тем не менее доказать его причастность к более серьезным преступлениям милиции и прокуратуре много лет так и не удавалось.

Первый серьезный срок Вячеслав Иваньков получил лишь в 1982 году, после того как на разработку его дела были брошены лучшие силы правоохранительных органов (утверждается, что шайку Япончика вел не только уголовный розыск, но и КГБ СССР). Задержание Иванькова в 1981 году проводилось по всем стандартам гангстерских фильмов: его машину долго преследовали и наконец блокировали сразу несколько автомобилей милиции. В 1982 году Япончик получил 14 лет лишения свободы и был отправлен отбывать срок на зону в Магаданской области (позже его перевели в колонию в Тулуне в Иркутской области). По неофициальной информации, в местах не столь отдаленных Иваньков начал налаживать связи с местными сибирскими уголовными авторитетами, которые в эпоху перестройки положили глаз на прибыльные предприятия региона.

В колониях он обретался почти до крушения советского строя, причем досрочное освобождение ему вряд ли светило из-за постоянных и демонстративных нарушений правил поведения. Однако в конце 80-х годов во властных структурах начинается кампания под девизом "Отпустите вора в законе". За Иванькова ходатайствовали многие уважаемые люди, в том числе звезда отечественной офтальмологии Святослав Федоров, диссидент и правозащитник Сергей Ковалев, певец Иосиф Кобзон. В 1991 году судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РСФСР неожиданно смягчила наказание для Иванькова, и Япончик получил свободу.

Уже в следующем году вор в законе перебирается в США. Для этого его друзьям пришлось использовать средства кинематографа: он выехал за границу под видом сотрудника киностудии Ролана Быкова "12А" и при помощи советско-американского совместного предприятия "Приоритет", которое, по-видимому, было создано именно под эмиграцию Иванькова. В конце концов он оседает в Нью-Йорке, где в течение нескольких лет ведет безбедную жизнь. В это время Япончик окончательно становится одним из наиболее влиятельных авторитетов в российском уголовном мире. Многие утверждали, что он служил посредником в различных околокриминальных "деловых спорах", причем не только между криминальными элементами, но и российскими бизнесменами. В ФБР полагают, что он является одним из руководителей "русской мафии". Имя Иванькова упоминалось и в связи со сверхприбыльным наркобизнесом.

Однако уже в 1995 году до Япончика добирается и американская Фемида. Иванькову инкриминировали причастность к вымогательству 3,5 млн долл. у хозяев фирмы "Саммит Интернэшнл" американских предпринимателей Волкова и Волошина. Часть этих денег представляла собой кредит печально известного "Чара-банка". По данным ФБР, на сотрудничество со следствием пошел один из подручных Иванькова Леонид Абелис. И несмотря на то, что к защите Япончика и Ко были привлечены лучшие американские адвокаты, летом 1997 года Вячеслав Иваньков был признан виновным и получил девять лет и семь месяцев тюрьмы. К вымогательству суд прибавил и организацию фиктивного брака при переезде в США.

На свободу Япончика отпустили, как и в 1991 году, раньше срока, хотя в тюрьме "Алленвуд" он, как и на Колыме, не отличался хорошим нравом и примерным поведением. В июле прошлого года Иваньков был выпущен на "свободу", но воли так и не увидел: его немедленно депортировали из США и передали России, где его с 2000 года ждало заочное обвинение. По прибытии на родину Япончику немедленно предъявили уже очное обвинение в убийстве трех турецких бизнесменов, совершенном в феврале 1992 года в московском ресторане "Фидан". Дело выглядело достаточно странно: оно долгое время вяло расследовалось, но имя Иванькова всплыло лишь через много лет после убийства турок. Адвокаты позже пытались прекратить дело за истечением срока давности, но прокуратура не соглашалась и мотивировала свою позицию тем, что Япончик, сидя в американской тюрьме, тем самым скрывался от следствия. Дело дважды передавалось в суд (один раз его вернули из Мосгорсуда прокуратуре для доследования), но 19 июля этого года коллегия присяжных признала Иванькова невиновным. И хотя сторона обвинения пообещала опротестовать вердикт, самый известный из воров в законе впервые с 1995 года оказался на свободе.

Герман ДРЕЗДИН