Время новостей
     N°127, 18 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.07.2005
Пожелание у дачи
Генпрокуратура приобщила Михаила Касьянова к «дачному» делу
Устами Владимира Колесникова Генпрокуратура РФ в пятницу, наконец, официально расставила точки над i в «дачной» истории Михаила Касьянова. Судя по словам заместителя генпрокурора, давно уже заработавшего репутацию главного «ньюсмейкера» своего ведомства, бывший премьер-министр России теперь может считаться полноценным подозреваемым в уголовном преступлении. Рассказывая об истории приватизации государственной резиденции «Сосновка-1», г-н Колесников открыто заявил, что Михаил Касьянов «незаконно помог» осуществить сделку по продаже ему самому «за символическую сумму» этой госдачи, в результате чего государственным интересам был нанесен «ущерб в особо крупном размере».

В принципе ничего существенно нового замгенпрокурора не сообщил. О сомнительных деталях того, как «Сосновка-1» -- резиденция в престижном районе Троице-Лыково на северо-западе Москвы, в которой в свое время жил секретарь ЦК КПСС Михаил Суслов, -- стала собственностью Михаила Касьянова, еще 4 июля в своей статье подробно расписал депутат Госдумы и журналист Александр Хинштейн. По результатам якобы собственного журналистского расследования он выяснил, что еще в начале 2003 года, будучи премьер-министром, г-н Касьянов подписал постановление правительства о передаче «Сосновки-1», а также еще одной резиденции в том же месте -- «Сосновки-3» -- на баланс Минимущества для закрепления их за подведомственным ФГУП «ВПК-инвест». Это предприятие занимается реализацией федеральной собственности, и к началу 2004 года обе «Сосновки» были проданы с аукциона. Г-н Хинштейн утверждал, что торги прошли «кулуарно» -- в конкурсе по «Сосновке-1» приняли участие только три фирмы, все так или иначе связанные с г-ном Касьяновым, а одна из них вообще якобы учрежденная самим премьером и его супругой. В результате «Сосновка-1» была продана всего за 11 млн руб., хотя, как утверждал депутат, на самом деле ее рыночная стоимость была в десятки раз больше. По такой же схеме, как заявлял г-н Хинштейн, «Сосновка-3» перешла в собственность одного из руководителей «Альфа-Групп» Михаила Фридмана.

Несмотря на столь подробные разоблачения г-на Хинштейна (газетная публикация, кстати, согласно УК РФ может быть поводом для возбуждения уголовного дела), в ведомстве Владимира Устинова лишь неделю назад признали, что уголовное дело по «дачной истории» действительно возбуждено -- по ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).

Теперь же Михаил Касьянов прямо назван одним из главных фигурантов этого дела. Причем «виды» на него Генпрокуратура имеет очень серьезные. Бывшего премьера г-н Колесников назвал не мимоходом, а на специальной пресс-конференции. Более того, позже выяснился и тот факт, что расследование этого дела, по неофициальной информации, поручено следователю по особо важным делам Генпрокуратуры Владиславу Смирнову. А он известен тем, что ранее являлся замруководителя следственной группы по делу Леонида Невзлина, обвиняющегося теперь не только в экономических преступлениях, за которые недавно Ходорковский и Лебедев получили по девять лет колонии, но и в организации целой серии убийств и покушений. Так что «проколов» с расследованием «дачной истории» быть не должно, а о том, что нарушений закона в ней было достаточно, г-н Колесников в пятницу дал понять предельно ясно.

« На данный момент, - сообщил Владимир Колесников, - следствием установлено: Гайсин, используя незаконные схемы передачи государственной собственности при активной и незаконной помощи ряда федеральных чиновников и самого бывшего председателя правительства Касьянова, продали последнему - так и хочется сказать «при соучастии похитили», но пока об этом рано говорить - за символическую сумму в 11,5 млн руб. имущественный комплекс «Сосновка-1» площадью почти 3 га, с развитой инфраструктурой для проживания и отдыха, чем причинили государственным интересам ущерб в особо крупном размере. Как мне представляется, эта комбинация по отъему собственности началась 22 января 2003 года, с распоряжения, подписанного Касьяновым (о передаче обеих «Сосновок» на баланс Минимущества. - Ред.)».

Подробно г-н Колесников остановился и на личностях гг. Гайсина и Касьянова. «А кто такой Гайсин? - задался риторическим вопросом замгенпрокурора, -- Это уроженец города Абай Карагандинской области Казахстана, до 7 декабря 2001 года - лицо без гражданства, а с 7 декабря 2001 года - гражданин России, временно зарегистрирован в поселке Правдинский Пушкинского района Московской области, как оказалось, по адресу бывшего пионерского лагеря. Со слов директора этого детского учреждения, Гайсин там никогда не проживал. Мы будем разбираться, при каких обстоятельствах он получил гражданство, кто давал гражданство, на каких основаниях. У нас своих жуликов достаточно. Посмотрите, что мы доверили этому Гайсину. Он распоряжался огромными ценностями, в том числе и недвижимостью в центре Москвы, целыми комплексами». Роль бывшего премьер-министра в получении по дешевке государственной резиденции в личную собственность г-н Колесников оценил так: «Спрашивается, за какие такие глазки? Ну, наняли мы, в смысле общество, на работу Касьянова для выполнения возложенных на него обязанностей, зарплату дали. Все! А так приходят и считают, что государство - это я, что хочу, то и ворочу».

Не забыл г-н Колесников дать отпор и тем, кто еще неделю назад, сразу после известия о возбуждении этого уголовного дела говорили, что таким образом власть пытается усмирить политические амбиции Михаила Касьянова, который в начале этого года не отрицал своего возможного участия в следующих выборах на пост президента страны. «Хотелось бы обратить внимание, что сразу, как возбуждается подобное дело, начинается навешивание ярлыков о том, что это политика, политика, политика. Я уже не раз заявлял - прекращайте воровать, и не будет никакой «политики».

Впрочем, опровержение политической подоплеки этого дела вышло у г-на Колесникова не очень убедительным. За все время своего выступления он ни разу не упомянул Михаила Фридмана, который, как утверждал в своих разоблачительных публикациях депутат Хинштейн, точно таким же образом, как и г-н Касьянов, стал владельцем «Сосновки-3». Почему «карающий меч» Владимира Колесникова его не коснулся, осталось непонятным. Кроме того, осталось неясным, почему о своих подозрениях в отношении бывшего премьера Генпрокуратура заявила именно сейчас, когда сам Михаил Касьянов находится за пределами досягаемости следствия. Вскоре после возбуждения уголовного дела и выхода разоблачительных публикаций Хинштейна г-н Касьянов уехал на две недели отдыхать заграницу. Его пресс-секретарь Татьяна Розбаш в пятницу еще раз заверила, что бывший премьер вернется в Москву 25 июля. Однако очевидно, что своим выступлением г-н Колесников подверг г-на Касьянова серьезному искушению задуматься о бессрочном продолжении отпуска. И в случае его невозвращения Генпрокуратура будет иметь полное моральное право утверждать, что бывшему премьеру на самом деле есть чего бояться.

Виктор ПАУКОВ
//  читайте тему  //  Дело Касьянова