Время новостей
     N°126, 15 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.07.2005
ДВ-стайл
«Летние каникулы» в галерее «Файн-Арт»
Галеристы любят молодое искусство. А приглашают на вернисажи примерно так: «Представляете, у нас открылась выставка молодых художников. Приходите обязательно. Ведь они такие чудесные. Их надо поддержать». Приходишь. Смотришь. И часто начинаешь размышлять о том, что квота на молодость позволяет делать очень старческое, анемичное искусство. Без чувств, эмоций и энергии.

Образцовая молодежная выставка такого рода -- «Летние каникулы. Ювенильное море» в галерее «Файн-Арт». Не то чтобы она была плохая или художники неумехи. Напротив. Все, как модно сейчас говорить, качественно, и все профи. Все тип-топ. Но в сухом (после обильных фуршетных возлияний) остатке -- память о рекламной картинке в глянцевом журнале. Ничего больше.

Понять причину такой оценки помогает «провенанс» большинства представленных работ. Пять из семи художников или закончили, или заканчивают Московский институт имени Сурикова. Там художников научили хорошо рисовать. Но, как не раз повторяла и повторяет профессор Суриковского института Айдан Салахова, не научили хорошо думать. Система образования осталась образца 50--60-х, то есть готовят там до сих пор советских плакатистов или монументалистов. И вот ничтоже сумняшеся лучшие выпускники Суриковки пытаются вписаться в формат contemporary art (а я настаиваю на том, что качество созданного в этом формате произведения определяет не ремесло, а замысловатое интеллектуальное приключение). И, не желая быть лузерами, становятся юзерами -- пользователями отработанных, превратившихся в штампы приемов. В данном случае донором выступает знамо кто -- творческий тандем Дубосарский--Виноградов (ДВ). На выставке в «Файн-Арт» большинство работ инспирировано ДВ-стайлом. Начиная от монументального свиного рыла, выполненного братом жены Александра Виноградова Александром Погоржельским, и заканчивая монументальными имиджами дискотечных «охотниц», выполненными студентом Александром Сорокиным. И если в разговоре о творчестве самих ДВ приблизительную манеру и искреннюю неискренность можно как бы оправдать как бы спасительной как бы иронией, то у стилизаторов ничего, кроме самого «как бы», вообще не остается. Это уже симуляция симуляции. Вроде живенько, вроде молодо, вроде ювенильно. Но ощущение, что настроение с ветерком инсценируется с помощью электробытовых приборов, фена или кондиционера. Живопись сродни тем сделанным от руки афишам, что во время оно вывешивались у кинотеатра «Россия» или «Октябрь». Энергичные лица мосфильмовских актеров на фоне неба с энергичными облаками. Как любит приговаривать Лев Семеныч Рубинштейн, «энергичная кисть!».

Робкие, но достойные попытки предложить свою аранжировку ДВ-стайла, собственное интеллектуальное приключение замечены мною лишь в работах Тимофея Смирнова (остроумные постпостмодернистские коллажи из классики разных эпох) и Маши Шубиной (изображение искривлено в пространстве в духе древних анаморфоз).

В целом же выставка в «Файн-Арт» получилась стильной и бессмысленной. В наше время на территории современного искусства одно вовсе не исключает другого.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки