Время новостей
     N°143, 10 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2001
МиГ-перехватчик
Российские самолеты потеснили британские в небе над Индией
В четверг официальный Дели уведомил Лондон о своем отказе от закупок английских самолетов Hawk, которые должны были начать поступать в индийские ВВС уже с конца 2002 года. Отказ от «Хоуков» -- это прямое следствие связанного с импортом оружия коррупционного скандала, который потряс индийский кабинет нынешней весной. Вспоминать о нем индийское военно-политическое руководство не любит. Объявлять же о том, что вместо «Хоуков» будут закуплены российские машины аналогичного класса МиГ-АТ, индусы открыто не торопятся. Наверняка в Дели надеются договориться с Москвой об определенных финансовых уступках по этому масштабному контракту.

Переговоры о закупках национальными ВВС новых учебно-тренировочных самолетов шли около десяти лет -- очень долго даже по индийским меркам (Индия славится среди экспортеров оружия своей привычкой к затяжному торгу по каждой мелочи). Однако в прошлом году стало ясно, что откладывать окончательное решение больше невозможно: летчики индийских ВВС были буквально на грани бунта. Катастрофы следовали одна за другой, и основной их причиной была слабая подготовка пилотов, которых не на чем было учить летать. Дело дошло до того, что начальник штаба ВВС Индии главный маршал авиации Анил Яшвант Типнис был вынужден лично демонстрировать подчиненным, как надо пилотировать истребитель МиГ-21, чтобы развеять страх индийских летчиков перед своими боевыми машинами. А министр обороны Джордж Фернандес обратился к парламенту со слезным письмом, в котором сообщил засекреченные ранее данные о том, что за пять лет военно-воздушные силы потеряли уже 113 самолетов. В итоге деньги на закупку 66 учебно-тренировочных машин решено было выделить в рамках бюджета на очередной финансовый год. В последний раунд борьбы за них вступили Россия, Великобритания и Франция, каждая из которых предлагала свой самолет этого класса -- МиГ-АТ, Hawk и Alpha Jet соответственно. Схватка была ожесточенной, но недолгой. После декабрьского визита в Индию британского министра обороны Джеффри Хуна, в ходе которого англичанин провел конфиденциальные переговоры практически со всеми высокопоставленными «заинтересованными лицами», Джордж Фернандес заявил, что контракт стоимостью около 1,5 млрд долларов получает производящая «Хоуки» компания BAE Systems.

Но тут в Дели грянул правительственный кризис, связанный с получением взяток при подписании контрактов на импорт оружия -- и в числе тех, кто лишился своего поста, оказался г-н Фернандес. Индийской армии было поручено провести жесточайшую ревизию всех намечающихся сделок. В ее-то ходе и возникли сомнения в «Хоуках». Конечно, не в самих самолетах, а в их заявленной цене, которая превышала стоимость аналогичного российского предложения примерно на треть. Особая заинтересованность руководства BAE Systems в контракте ни у кого не вызывала сомнения. За прошлый год фирма уже сократила на своем предприятии, выпускающем «Хоуки», около тысячи рабочих мест и предупредила о том, что процесс свертывания производства продолжится, «если на этот самолет не будет новых заказов». Индийский контракт был нужен фирме как воздух. Однако в своей борьбе за него она, похоже, перестаралась.

Любопытно, что двум оставшимся конкурентам -- России и Франции -- договориться удалось довольно быстро. Париж легко смирился с победой МиГ-АТ. Во-первых, потому что индусы изначально заявляли о том, что французский Alpha Jet не вполне подходит для национальных ВВС и потребует значительных переделок. А во-вторых, предлагаемый Дели вариант МиГ-АТ является совместным детищем российского и французского ВПК. Самолет комплектуется французскими двигателями, авионикой, а в перспективе и вооружением (кроме учебных задач он может использоваться и как легкий штурмовик). Директор инженерного центра ОКБ им. Микояна Владимир Барковский пояснил: «Мы сотрудничаем с французами не только в технических вопросах, но и в такой интимной области, как совместное продвижение продукции на внешний рынок».


СПРАВКА
Вместе с самолетостроительным концерном «МиГ» в создании учебно-тренировочного МиГ-АТ участвуют известные французские фирмы «Снекма» (поставляет для самолета двигатели LARZAC 04R20) и «Талес Авионикс» (бортовое и радионавигационное оборудование). Доля прибыли от реализации конечного продукта у «Снекмы» -- 20--25%, у «Талеса» -- около 15%. Сейчас работы по доводке опытных экземпляров МиГ-АТ ведутся в значительной степени на французские деньги: правительство России одобрило привлечение кредита в размере 400 млн франков на закупку комплектующих для заложенной на стапелях «МиГа» первой серийной партии из шести машин. По словам гендиректора «МиГа» Николая Никитина, для того чтобы окупить затраты на разработку и испытания МиГ-АТ, нужно продать около 50 таких самолетов. Как заявил директор по экспорту фирмы «Снекма» Терри Хуртс, «в ближайшее время возможно подписание контракта и с Грецией. Кроме того, совместный маркетинг МиГ-АТ имеет хорошие перспективы в Южной Америке и на Ближнем Востоке».

Юрий ГОЛОТЮК