Время новостей
     N°121, 08 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2005
Благородство не по правилам
Армстронга вынудили надеть желтую майку лидера
Шестой этап престижной многодневки «Тур де Франс» выиграл малоизвестный итальянец Лоренцо Бернуччи из «Фасса Бортоло». Проехавший в отрыве 175 км из 199 француз Кристоф Менжин в тот момент, когда его за несколько сотен метров до финиша почти настигла основная группа, упал в повороте на скользком от дождя асфальте и помешал Александру Винокурову («Т-Мобайл») пересечь белую черту первым. Тем не менее казахстанец отыграл в общем зачете у лидера «Тура» американца Лэнса Армстронга 15 секунд и вышел в генеральной классификации на второе место, хотя до вчерашнего старта был только седьмым.

Накануне перед началом пятого этапа Армстронг всполошил весь пелотон. Он отказался надевать желтую майку лидера общего зачета, пытаясь таким образом осуществить благородный жест по отношению к своему соотечественнику Дэвиду Забриски. Тот за километр до финиша на командной гонке с раздельным стартом, состоявшейся во вторник, неожиданно упал и, несмотря на полученные травмы, доехал дистанцию до конца. Забриски отстал от своих товарищей по велогруппе CSC, утратив первенство в генеральной классификации. Поскольку Забриски является не только земляком Железного Лэнса, но и его бывшим партнером по команде «Ю.Эс.Постал», благородство Армстронга вполне объяснимо. Другое дело, что такой поступок по регламенту «Тура» считается грубым нарушением правил.

«Если вы не наденете желтую майку, то нынешний «Тур де Франс» для вас прямо сейчас же и закончится», -- сказал американцу директор гонки Жан-Мари Леблан. Когда пелотон выехал из местечка Шамбор, на Лэнсе была обычная форма его «Дискавери Ченнел». Но первые пару километров обычно не входят в зачетную часть дистанции. После того как гонщики стройными рядами подъезжают к отметке так называемого «нулевого» километра, начинается официальный отсчет времени прохождения маршрута. В этот момент всем 187 участникам «Тур де Франс» пришлось остановиться и подождать, когда же Армстронг переоденется -- желтую майку ему передали из машины технического сопровождения «Дискавери».

Далеко не все восприняли попытку американца сыграть в благородство с восхищением. Гонщик команды «Франсез Де Жо» Карлос Да Круз так прямо и сказал: «Все, что тут пытается сделать с желтым свитером Армстронг, для меня лично отвратительно». Учитывая особенно пристальное внимание Лэнса к своим критикам, остается предположить, что в дальнейшем Да Крузу, возможно, придется несладко. Все в «Туре» прекрасно помнят, как в прошлом году под занавес гонки Армстронг на одном из этапов бросился за ушедшим в отрыв итальянцем Фелиппе Симеони и не дал ему довести свой побег до победы. Хотя к тому времени Армстронг уверенно лидировал в общем зачете, и все, что от него требовал спортивный директор «Ю.Эс.Постал» Йоханн Брюннель, -- это следить за основными конкурентами, а не ввязываться в личные разборки. Атака американцем Симеони была вызвана резкими высказываниями итальянского гонщика в прессе, где он вполне прозрачно намекал, что многолетний чемпион «Большой петли» употребляет запрещенные препараты.

Десятый раздел современного регламента «Тур де Франс» гласит: «Лидеры различных классификаций обязаны носить форму соответствующего цвета с момента регистрации перед этапом до окончания официальной пресс-конференции по его завершении». Это касается и горного короля (белая майка в красный горох), и самого активного гонщика (зеленое трико), и лучшего молодого участника (белая майка). Случаи, когда лидеры отказывались от желтого одеяния, происходили и раньше. За последние 35 лет было зафиксировано три таких прецедента.

В 1971 году легендарный бельгиец Эдди Меркс подобным образом отреагировал на сход с дистанции своего конкурента Луиса Оканью. Испанец, кстати, через два года нарушил четырехлетнюю гегемонию Меркса на «Туре», но в следующем сезоне бельгиец праздновал победу в пятый раз. В 1980-м голландец Йооп Зотемелк в течение суток не воспользовался правом надеть желтую майку, ранее принадлежавшую величайшему гонщику французу Бернару Ино. И наконец, на «Туре»-1991 американец Грег Лемонд проявил солидарность с экс-лидером гонки датчанином Рольфом Соренсеном, который вынужден был распрощаться с надеждой на успех из-за сломанной во время аварии ключицы.

Илья ТРИСВЯТСКИЙ