Время новостей
     N°121, 08 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.07.2005
Власть и бизнес должны стать равноправными партнерами
8 июля Государственная дума должна рассмотреть во втором и третьем чтении закон об особых экономических зонах. На скорейшем принятии этого законопроекта, более чем на три года затерявшегося в недрах правительственных кабинетов в бесконечных процедурах согласования, настоял лично президент. Этот закон фактически должен сформировать принципиально новую для России бизнес-среду -- промышленные парки, венчурный капитал -- и вовлечь в реальную рыночную экономику сотни тысяч, а в идеале миллионы людей. По тому, как будет реализован этот закон, можно составить окончательное мнение об отношении власти к бизнесу. Однако внесенный правительством РФ в Государственную думу закон об особых экономических зонах, с моей точки зрения, установлению партнерских отношений между властью и бизнесом не слишком способствует. Плата за вход в особую экономическую зону для бизнеса слишком велика: инвестиции в 10 млн евро при недостаточной системе защиты интересов бизнеса и жестком чиновничьем контроле за работой таких зон.

Сегодня бизнес-сообщество по-прежнему ждет от власти стратегического отношения к себе как к равноправному и крайне важному партнеру в строительстве стабильной и процветающей России. Отношения, которое власть пока не сформировала. Между тем совершенно очевидно, что если первое десятилетие экономических реформ ушло на создание в России рыночных институтов, теперь настала очередь органичной интеграции бизнес-сообщества в процесс государственного строительства. Проще говоря, крупный, малый и средний бизнес должны стать экономическим стержнем государства и основой среднего класса, максимально независимого от государства.

Логика тут предельно проста. Чем больше людей занято в негосударственном секторе экономики -- тем меньше финансовая нагрузка на государственную казну. Страна вроде бы уже десятилетие находится в рыночной экономике, однако при этом в ней задействовано незначительное количество людей. Задача понятна -- сделать так, чтобы как можно больше людей имело работу и достойную зарплату, то есть создавать новые очаги бизнеса и вовлекать в них все новых и новых людей.

Монетизация льгот наглядно продемонстрировала, как трудно демонтировать социальную систему, при которой огромное количество людей фактически оказывалось на бессрочной дотации у государства, но при этом не получило возможности самостоятельно зарабатывать на достойную жизнь. В том числе -- на достойную старость. Уменьшить количество людей, критически зависимых от государственных выплат и государственных льгот, -- общая задача государства и бизнеса.

Власть ни в коем случае не должна относиться к бизнесу как к сфере обслуживания ее личных интересов. Политически получивший хождение в правительстве тезис о государственно-частном партнерстве означает не просто долевое участие государства и бизнеса в конкретных проектах, но и партнерские отношения власти и бизнеса как социальных институтов. Задача власти -- обеспечение прозрачных и равных правовых условий для всех субъектов бизнеса. Задача бизнеса -- создание новых рабочих мест, строгое соблюдение законодательства и максимальное облегчение финансовой ноши государства.

Таким образом, власть и бизнес как раз и оказываются стратегическими партнерами. Власть помогает появляться все новым и новым бизнесам, вовлекающим в реальную рыночную экономику все больше людей. Ведь только по официальным данным в России около 15 млн бюджетников. А бизнес помогает власти сохранять социальную стабильность в обществе, минимизируя при этом государственные расходы.

О том, насколько важна эта стабилизирующая социально-политическая функция бизнеса, особенно наглядно можно судить по Северному Кавказу. Как известно, выступая с рядом политических инициатив по Северному Кавказу после трагедии в Беслане, президент сделал особый акцент на необходимости качественного экономического рывка кавказских регионов. Но понятно, что в условиях политической нестабильности ни российский, ни зарубежный бизнес не будет вкладываться в эти регионы. Остается один путь -- обеспечение такой законодательной базы, таких политических и экономических стимулов, которые сделали бы эти рисковые капиталовложения выгодными и оправданными для бизнеса. Потому что без притока частного капитала, одними государственными капиталовложениями ситуацию в экономически депрессивных регионах России не изменить

Власть должна своими действиями -- от либерализации налогового администрирования до предельного упрощения порядка регистрации новых предприятий и отчетности для малого и среднего бизнеса -- показать, что считает предпринимателей равноправными партнерами. Партнерами, без которых немыслимо реальное развитие страны и превращение ее в действительно мощную экономически державу.

Алексей КОЖЕВНИКОВ, член президиума «Опоры России»