Время новостей
     N°118, 05 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.07.2005
Взрыв и негодование
Россиянка требует сатисфакции за американское нападение на комету Темпеля
Американские исследователи космоса вчера смоделировали в реальной обстановке ситуацию, которая практически списана из голливудского сценария. Только на этот раз героем миссии был не Брюс Уиллис, спасший человечество от ужасной кометы. Его роль в экспериментальном «армагеддоне» исполнил прибор размером с кофейный столик и весом 372 килограмма.

В 9.52 по московскому времени специалисты NASA подвергли комету Tempel-1 «глубокому воздействию» (примерно так переводится название космического аппарата Deep Impact, доставившего снаряд-зонд на расстояние 431 миллион километров от Земли). В истории освоения космоса это, пожалуй, первая попытка не просто вести наблюдение за сравнительно небольшим объектом, движущимся рядом с нашей планетой, но и оказать на него серьезное воздействие. Пока, впрочем, в сугубо исследовательских целях.

NASA запустило Deep Impaсt-1 полгода назад с космодрома на мысе Канаверал на ракете-носителе Delta-2. Зонд Impactor вышел на траекторию движения кометы и столкнулся с ней вчера на скорости 37 тыс. километров в час. Энергия, выделившаяся при столкновении, эквивалентна взрыву 4,5 тонны взрывчатки. В результате бомбардировки ядра кометы образовалась воронка размером, как предполагали ученые, с футбольное поле. Другое название снаряда -- бур-зонд, и кроме чисто артиллерийской начинки он был оснащен еще камерами и научной аппаратурой, на которую продолжал записывать происходящее до последних секунд своей жизни космического камикадзе. За процессом «глубокого воздействия» наблюдали также орбитальные телескопы NASA "Чандра", "Хаббл" и "Спитцер". Впрочем, доступно это зрелище было не только ученым. Обитатели Земли, жаждущие высоких технологий и зрелищ, могли наблюдать за столкновением в режиме он-лайн: трансляцию с борта зонда вели в прямом эфире несколько телекомпаний.

Воронка, или кратер, на поверхности открытой 19 декабря 1865 года астрономом Эрнстом Темпелем кометы, собственно, и была целью этого дорогостоящего проекта, который оценивается в 333 млн долл. Организаторы проекта (за научную часть отвечает университет штата Мэриленд) называли целью «глубокого воздействия» «проникновение под поверхность кометы, где сохранилось неизменным то вещество, из которого образовывались солнечные системы». Как ожидают ученые, «более точное знание о природе и строении ледяных космических странников, известных как кометы, позволит получить ответ на основополагающие вопросы строения солнечных систем».

Впрочем, организаторы проекта придали космической миссии еще и некое символическое значение. Научная бомбардировка планеты была назначена на 4 июля -- самый большой американский праздник День независимости. И белый взрыв, снимки которого с помощью Интернета были сразу же растиражированы по всему миру, немедленно назвали «фейерверком в честь Дня независимости».

Впрочем, вчера в NASA и без того был грандиозный праздник. Миссия Deep Impact была однозначно признана крупным успехом. Все прошло по плану. Аппарат не сбился с заданного маршрута, прошел все контрольные точки в заданное время, никаких нештатных ситуаций не случилось. Информация о взрыве была встречена аплодисментами в лаборатории реактивного движения NASA в Пасадене (Калифорния), откуда велось наблюдение за экспериментом. В пресс-релизе NASA вчерашнему дню уже была присвоена характеристика «выдающийся». «Мы совершили это так, как мы хотели», -- сказал представитель агентства в эфире телеканала Си-эн-эн.

Однако на фоне общей эйфории все же оказались слышны голоса скептиков и даже яростных противников эксперимента. Случайно или нет, но именно на 4 июля Пресненский суд Москвы назначил рассмотрение иска россиянки Марины Бай к Национальному аэрокосмическому агентства США о запрете «бомбардировки» кометы Tempel-1. Марина Бай, астролог и автор эзотерических книг, сочла попытку НАСА воздействовать на комету, являющуюся родоначальницей известного своими звездными дождями метеорного потока леонидов, «варварской».

Марина Бай пыталась через российский суд воздействовать на американское аэрокосмическое агентство с целью запретить бомбардировку кометы. «Мариной движет несколько причин, -- пояснил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» побудительные мотивы г-жи Бай представляющий ее интересы в суде адвокат коллегии «Межрегион» Александр Молохов. -- Она выступает против этого как профессионал-астролог. Есть проблема, связанная с нравственными переживаниями самой Марины Бай, потому что эта акция противоречит ее ощущениям, мировоззрению. Она имеет определенную систему ценностей, увлекается восточной философией, эзотерикой. Она считает, что таким образом нельзя нарушать естественный баланс сил во Вселенной. И есть технические вопросы. Мы готовы привлечь в суде в качестве экспертов химиков, баллистиков, астрономов. Из-за этой бомбардировки возможно искривление плазменного хвоста кометы, что повлечет за собой возмущение магнитосферы Земли. Как изменится траектория кометы, пока тоже неясно, из чего она состоит, никто не знает, и НАСА это признает. И возможно, не на этом витке, а на следующем что-то может произойти».

Несмотря на то что, по утверждению адвоката, у г-жи Бай «нет коммерческого расчета», цена ее иска поистине «астрономическая» -- 8,708 млрд руб. Это рублевый эквивалент суммы, затраченной американскими исследователями на проект Deep Impact. Г-н Молохов утверждает, что в НАСА знают об иске россиянки, но «предпочитают отмалчиваться, хотя о судебном заседании они извещены надлежащим образом».

Сама же Марина Бай рассказала «Времени новостей», что достучаться до штаб-квартиры НАСА ей так и не удалось: «Все письма по электронной почте возвращаются. Так что приходится обращаться в их представительство в России».

Поскольку представители американского агентства, естественно, не явились вчера в Пресненский суд Москвы, заседание было перенесено на конец июля. Однако российский юрист и его клиентка хотят доказать, что вовсе не собираются шутить, и обещают при необходимости перенести борьбу на территорию США. «Такого рода иски у них не являются чем-то из ряда вон выходящим. А там им отмахнуться не удастся», -- утверждает г-н Молохов.

Примечательно, что иск г-жи Бай тоже можно считать беспрецедентным, как и вчерашний удар по комете. Ведь московским судьей едва ли не впервые будет рассматриваться иск нашего гражданина к государственному агентству США. И поначалу Пресненский суд отказывался принимать дело к рассмотрению как находящееся вне его юрисдиции -- точно под таким же предлогом отказал ЮКОСу в судебном разбирательстве американский суд.

Г-же Бай и ее представителям пришлось оспаривать это решение в вышестоящем суде. И несмотря на то, что новый закон о юрисдикционном иммунитете, ставший ответом России на многочисленные иски к ее госкомпаниям за рубежом, еще окончательно не утвержден, в мае Мосгорсуд обязал Пресненский суд принять в оборот дело против американцев. Г-н Молохов объяснил: «По закону наши суды не вправе рассматривать дела с участием иностранных лиц, если представительство иностранного лица не находится на территории России. Однако представительство НАСА располагается на территории американского посольства в Москве».

Несмотря на то что иск к иностранному ответчику по поводу события, случившегося за 341 млн км от Земли, основан на нормах российского законодательства, адвокат Молохов считает, что «правовая позиция достаточно сильная». В заявлении он ссылается на статьи в Гражданском кодексе РФ, касающиеся угрозы причинения вреда в будущем и компенсацию морального вреда. Правда, исковые требования после того, как бомбардировка кометы состоялась, будут изменены. «Мы уже не можем требовать запрета бомбардировки, а будем требовать возмещения вреда по факту», -- сказал адвокат.

Ирина БЕЛАШЕВА