Время новостей
     N°117, 04 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.07.2005
Миллер взлетит по-ястребиному
«Газпром» купил почти президентский самолет
Сегодня в аэропорту Ле-Бурже под Парижем авиакомпания «Газпромавиа» получит приобретенный ею дальнемагистральный деловой самолет Falcon 900EX EASy. После этого дочерняя компания «Газпрома» будет иметь самый большой в России официальный парк западных корпоративных лайнеров.

Сейчас у «Газпромавиа» уже есть пара похожих самолетов более ранней модификации -- Falcon 900B. Они были приобретены в 1997 году и, по неофициальным данным, обошлись тогда газовой монополии в сумме в 52 млн долл. Тот самолет, который будет передан «Газпромавиа» сегодня, а 7 июля уже прибудет в Москву и приступит к работе, стоит, по словам пресс-секретаря авиакомпании Дарьи Полухиной, около 50 млн долл. (вместе с таможенными платежами, которые в России составляют 40% от стоимости импортного самолета). Кстати, это сопоставимо с ценой президентского лайнера Ил-96-300ПУ, построенного для Владимира Путина в 2003 году на Воронежском авиазаводе: официально данные о цене борта №1 не публиковались, но источники, близкие к заводу, называют цифру 60 млн долларов.

По словам г-жи Полухиной, новый Falcon будет возить главу «Газпрома» Алексея Миллера, других членов правления (их вместе с Миллером 17 человек) и совета директоров компании (11 человек, правда, трое из них одновременно входят в правление), а также всех желающих, способных заплатить по 5--7 тыс. долл. за летный час. Те два Falcon, которые у «Газпромавиа» уже есть, сообщила она «Времени новостей», используются следующим образом. Один всегда находится в распоряжении высших должностных лиц «Газпрома» (т.е. либо куда-то летит, либо ждет, не возникнет ли потребность лететь). А второй используется для организации чартерных рейсов на коммерческих условиях. Новый самолет тоже включится в эту схему.

Falcon 900EX EASy -- модификация этого делового самолета, отличающаяся от предыдущих новым электронным оборудованием пилотской кабины. Французская компания Dassault начала поставлять эту модификацию на рынок в декабре 2003 года. До начала 2005 года (когда были опубликованы последние данные на этот счет) во всем мире было продано 19 Falcon 900EX EASy. Эта машина рассчитана на беспосадочную трансконтинентальную перевозку до 19 пассажиров. «Газпромавиа» стала первым покупателем этой модели в России. Всего с 1963 года, когда началось производство первых моделей Falcon, Dassault продала более 1650 самолетов под этой маркой (которая в переводе означает «ястреб»).

Вообще официальных эксплуатантов западных деловых самолетов в нашей стране немного, хотя реально отечественные компании используют довольно большой парк таких машин. Связано это с уже упомянутыми ввозными пошлинами на импортную авиатехнику. Наиболее популярный путь их обхода -- это регистрация самолета в одной из зарубежных стран. Правда, в таком случае машина не получает права совершать рейсы между российскими городами (ей разрешаются полеты только из-за рубежа в Россию и обратно). На российскую регистрацию идут лишь те, кому абсолютно необходимо летать внутри страны.

Из крупных авиакомпаний помимо «Газпромавиа» западный VIP-самолет имеет только ханты-мансийская компания UTair. Она эксплуатирует машину Gulfstream IV-SP, приобретенную ее контрольным акционером -- «Сургутнефтегазом». Самолет удовлетворяет транспортные нужды высокопоставленных нефтяников.

Три небольшие московские авиакомпании, специализирующиеся на чартерах для VIP-клиентов, -- "Авком", Jet 2000 и "Меридиан" -- эксплуатируют в общей сложности пять западных корпоративных самолетов. Этим список бизнес-джетов, летающих под российским флагом, исчерпывается. Зато число самолетов, принадлежащих российским фирмам и частным лицам, но зарегистрированных за рубежом, эксперты приблизительно оценивают в шесть десятков. Причем среди них не только относительно небольшие машины, изначально спроектированные как самолеты деловой авиации. Как известно, чукотский губернатор Роман Абрамович в прошлом году приобрел для личных нужд лайнер Boeing-767. Обычно машина этого типа берет на борт от 200 до 300 «простых» пассажиров.

Михаил КУКУШКИН