Время новостей
     N°116, 01 июля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.07.2005
Последний шанс
Деятели культуры просят Юрия Лужкова их услышать
В последнее время в прессе активно обсуждается вопрос о готовящейся реорганизации театра «Школа современного искусства» под руководством Анатолия Васильева (газета «Время новостей» писала об этом в номере от 23 июня, в заметке «Я -- начальник, ты -- дурак», где подробно рассказана история вопроса и приведено письмо Анатолия Васильева мэру Лужкову). Однако ни на эту публикацию, ни на остальные не последовало никакой реакции, и у театра создалось ощущение, что все эти обращения просто не доходят до Юрия Лужкова, оседая в недрах аппарата правительства Москвы.

Очень бы хотелось, чтобы голоса людей, протестующих против несправедливого и непрактичного решения, все-таки были услышаны. Тем более что это решение о «реорганизации», а проще говоря, о лишении театра части помещений, кажется абсурдным не только работникам самого театра, но и всем театральным людям, неравнодушным к судьбе нашей культуры.

Вот что писал Юрию Лужкову председатель СТД Александр Калягин: «Мне кажется, что такое решение будет губительным для деятельности театра «Школа драматического искусства», который нельзя рассматривать как обычное «учреждение культуры», оценивая его работу исходя из показателей -- средняя заполняемость зала, интенсивность использования зала и т.д... По большому счету А.А. Васильев, действительно выдающийся режиссер с мировой известностью, единственный в нашей стране занимается театральной наукой. В помещениях «Школы драматического искусства» на Поварской работают три драматические лаборатории, класс по вокалу, лаборатория по эвритмии. Прокатываются сериями спектакли А.А. Васильева, а также спектакли других режиссеров, два из которых произведены театром по общегородскому проекту «Открытая сцена» (именно для передачи этому проекту помещений театра и задумана пресловутая «реорганизация». -- Ред.). Изъять эти помещения -- это разрушить сложную и многообразную структуру деятельности театра».

Другое письмо подписано четырнадцатью представителями разных областей российской культуры, в числе которых Михаил Ульянов, Римма Казакова, Борис Мессерер, Алла Демидова, Николай Петров, Евгений Попов, Александр Ширвиндт, Вячеслав Полунин, Виктор Славкин, а также руководители творческих союзов Юрий Гнедовский (Союз архитекторов), Владимир Казенин (Союз композиторов РФ), Василий Бубнов (Московский союз художников), Александр Кудрявцев (Российская академия архитектуры), Илларион Голицын (Российская академия художеств). В нем, в частности, сказано: «Намерение реорганизовать театр -- это следствие неполной информации о его деятельности... Студия на Поварской -- это родной дом, где зародился, сформировался и постоянно действует театр-лаборатория... Авторский театр Анатолия Васильева был удостоен Государственной премии России и вошел в историю мирового театрального процесса». Авторы письма напоминают Юрию Лужкову, что именно он в свое время принял «благородное решение о строительстве уникального театрального здания на Сретенке»: «Полагаясь на мудрость и широту Ваших взглядов, Ваше противостояние поспешным решениям в области реформы театрального дела в России, мы уверены, Вы не допустите разрушения такого замечательного и необычного явления культурной жизни столицы, как театр-лаборатория «Школа драматического искусства».

В поддержку театра выступили и питерские коллеги, народные артисты Кирилл Лавров и Лев Додин. В своем письме Юрию Лужкову они отмечали: «Мы с огромной завистью и восхищением радовались возведению замечательного здания на Сретенке для театра Анатолия Васильева... Мудрое и мужественное решение подарить не только Васильеву, но Москве, России, миру -- потому что Васильев режиссер мирового класса -- помещение не столько для обслуживания зрителя, для нормальной коммерческой прокатной театральной деятельности, а прежде всего для художественных театральных опытов, для попыток последовательной художественной исследовательской работы. Решение это говорило о том, что в мэрии Москвы театральные проблемы понимают глубоко, серьезно, порой лучше многих театральных деятелей. Мы с грустью и некоторым недоумением узнали о проблемах, которые возникли сегодня у театра Васильева... Мы хотели бы рискнуть обратить Ваше внимание на то, что всякий театр, а тем более тот особенный, индивидуальный, сугубо авторский организм, который представляет собой театр Васильева, не поддается никакой реорганизации со стороны. Что-либо выращивать и менять в нем может только сам художник. Любая так называемая реорганизация обязательно обернется разрушением и гибелью театра. Мы убеждены, что это совсем не то, чего бы Вы хотели. Тем более что и само пространство театра на Сретенке и студий на Поварской никак не рассчитано на существование в качестве «нормальной» прокатной площадки и не подходит по сути никакому другому театру...»

Участники режиссерской лаборатории СТД РФ обращаются к Юрию Лужкову: «В российском театре осталось совсем немного режиссеров такого масштаба и значения, как Анатолий Васильев. Разработка теории театра в России и в Европе, которой занимались великие умы -- Станиславский, Чехов, Гротовский, Арто, -- имеет на сегодняшний день единственного адепта в стране -- А. Васильева. Его теоретические и практические достижения имеют огромную ценность для мирового театра... Здание на Поварской -- «родовое гнездо» театра «Школа драматического искусства», оно по праву принадлежит театру, и только ему. Просим Вас, уважаемый Юрий Михайлович, не совершайте, пожалуйста, непоправимой ошибки -- не подвергайте «Школу драматического искусства» реорганизации...»

Все эти письма переданы в аппарат первого заместителя мэра Людмилы Щвецовой, и у их авторов есть ощущение, что они не дошли до Юрия Лужкова. И театр, и подписавшие письма деятели российской культуры надеются, что именно мэр Лужков может разобраться в этой ситуации и исправить ее, пока не стало поздно.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Театр