Время новостей
     N°115, 30 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.06.2005
Из палаты виднее
Сергей Степашин обнаружил в стране недобор 30% налогов
Председатель Счетной палаты Сергей Степашин в среду отчитался перед Госдумой о работе своего ведомства в 2004 году. По количеству возвращенных в бюджет денег и заведенных уголовных дел, а также по ощущениям главы палаты, его ведомство год от года работает эффективнее. Но депутаты при этом пока не используют весь потенциал аудиторов.

В среду депутаты узнали, что в течение прошлого года Счетной палатой было проведено 525 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В общей сложности проверками аудиторы охватили 1,45 тыс. объектов на территории всей страны. Объем выявленных финансовых нарушений оценивается в 150,7 млрд руб. При этом в федеральный бюджет возвращено пока чуть больше 34 млрд руб. По итогам мероприятий Счетная палата написала 411 «представлений и предписаний» правительству, Минфину и главным распорядителям средств федерального бюджета.

Сергей Степашин с удовлетворением сообщил, что наконец укрепилось взаимодействие Счетной палаты с Генеральной прокуратурой и другими правоохранительными органами. Им палата направила 130 материалов по результатам проведенных контрольных мероприятий. На основании этих материалов в 2004 году было возбуждено на 20% больше уголовных дел, чем в прошлом, -- 299.

При этом, по словам председателя палаты, такая эффективность совсем недорого обходится государству. На содержание Счетной палаты федеральным бюджетом на 2004 год было предусмотрено 720,5 млн руб., за счет перераспределения средств бюджета финансирование было увеличено до 761,2 млн руб. Правда, Сергей Степашин гордо подсчитал, что на каждый вложенный рубль контролеры вернули государству почти 50: «Таким образом, с финансовой точки зрения на сегодняшний день мы являемся весьма эффективно работающим государственным органом».

Однако, по его словам, финансовые результаты «оставляют двойственное впечатление»: «В прошлом году мы вернули в бюджет в четыре раза больше средств, чем в 2003-м. Формально показатели хорошие. Но что это означает с содержательной точки зрения? То ли Счетная палата стала работать лучше, то ли воровать стали больше?»

Со своей стороны бюджетный комитет Думы отметил, что в 2004 году была усилена экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты. В частности, был подготовлен анализ процессов приватизации государственной собственности за 1993--2003 годы. В полном объеме этот анализ депутаты так и не увидели -- г-н Степашин доклад о приватизации в Госдуме не представлял. Правда, поделился с парламентариями главным выводом: «Мы избрали самый неудачный путь приватизации во всей Восточной Европе».

Самое свое загадочное заявление -- о том, что недобор налогов в стране сегодня на уровне 30%, -- г-н Степашин так и не пояснил, сказав лишь, что благодаря совместной деятельности СП, депутатов и сенаторов удалось закрыть огромные бюджетные дыры, внутренние офшоры. И отчасти пресечь то, что называется «очень интеллигентным словом «минимизация». «Один минимизатор уже сидит», -- неудачно пошутил председатель палаты. Если он имел в виду г-на Ходорковского, то сидят уже два "минимизатора" -- еще и Платон Лебедев.

Откуда взялась цифра недобора налогов в 30%, понять сложно, учитывая, что налоговая и таможенная службы регулярно рапортуют о выполнении и перевыполнении плановых заданий. «Под собираемостью налогов подразумевают обычно суммы, подразумеваемые законом о бюджете и, конкретнее, квартальной бюджетной росписью, так что разночтения в собираемости у фискалов и Счетной палаты такими большими быть не могут», -- сообщил «Времени новостей» аналитик Экономической экспертной группы Евгений Хотулев. По его словам, г-н Степашин имел в виду что-то другое, а не недовыполнение планов: то ли у главы СП есть расчеты, сколько налогов скрывается в теневой экономике («Росстат» «досчитывает» на теневой сектор 25% общего объема налогов), то ли он учитывает так называемый «налоговый потенциал» экономики -- гипотетические эффективные ставки налогообложения, при которых сокрытие доходов от налогообложения минимально.

С г-ном Хотулевым согласен аналитик Центра фискальной политики Владимир Редькин. «Не исключено, что Сергей Степашин имел в виду оптимальные ставки или же просчитывает, сколько выиграет бюджет, если пресечь махинации по НДС и закрыть прочие дыры». Г-н Редькин сказал «Времени новостей», что степашинское заявление показательно: вопрос в том, нужно ли искать эти потенциальные 30%, чтобы добавить их в бюджет. «Россия пока не определилась, по какой экономической модели она развивается. То ли по максимуму собирает налоги и пропускает через бюджет всю экономическую выгоду, то ли дает ею воспользоваться другим экономическим агентам», -- пояснил г-н Редькин.

Напоследок Сергей Степашин попросил депутатов поддержать во время летней сессии изменения в Бюджетный кодекс, касающиеся восстановления внешнего контроля за госфинансами на региональном и муниципальном уровнях. Напомним, что в 2004 году была отменена 138-я статья Бюджетного кодекса, которая это право устанавливала.

Дарья ГУСЕВА, Ирина СКЛЯРОВА