Время новостей
     N°114, 29 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2005
Многоэтажный ответ в Минкультуры
Михаил Швыдкой обещает привести в суд всех, кроме уборщиц
На активно развивающийся конфликт между российским министром культуры Александром Соколовым и главой подведомственного ему Федерального агентства по культуре и кинематографии (ФАКК) Михаилом Швыдким наконец-то отреагировал и Белый дом. В пресс-службе кабинета министров заявили, что "правительство РФ негативно оценивает факт публичного выяснения отношений руководителями федеральных органов исполнительной власти в сфере культуры" и считает, что "этот конфликт, безусловно, не пойдет на пользу отрасли". Напомним, что накануне глава ФАКК заявил, что он и его агентство готовят обращение в судебные инстанции в связи с недавним заявлением министра культуры о якобы процветающей под крылом г-на Швыдкого коррупции.

Причем не исключено, что за гневным окриком из Белого дома последуют и кадровые выводы. Вчера в неофициальной беседе высокопоставленный источник "Времени новостей" в правительстве отметил, что решение об отставке г-на Соколова уже давно назревало в недрах администрации президента и кабинета министров и его весьма резкие публичные высказывания в адрес г-на Швыдкого могут ускорить процесс смены руководства в культурной сфере. К тому же министр открыто нарушил «Общие принципы служебного поведения госслужащих», утвержденные указом президента 12 августа 2002 года. Согласно этому нормативному акту госслужащие, за исключением работников Генпрокуратуры и Счетной палаты и других подобных ведомств, не имеют права осуществлять суждения и оценки в отношении своих коллег. Заявления же о коррупции в ФАКК, высказанные Александром Соколовым, должны были подтверждаться материалами, доказывающими факты подобных нарушений, причем документы следует не обнародовать, а передавать в прокуратуру.

Сам виновник скандала Александр Соколов сложившуюся ситуацию пока никак не комментирует. Он очень своевременно уехал в далекую Бурятию с целью проинспектировать работу самых отдаленных и заповедных музеев. Делается это, видимо, с энтузиазмом, или, как любит выражаться последний министр культуры, «засуча рукавами». Во всяком случае на комментарии у него времени нет, а телефоны молчат. Подчиненные министра комментировать сложившуюся ситуацию и заявление Белого дома тоже не торопятся, ограничиваясь заявлением о том, что "Александр Соколов в настоящее время по-прежнему находится в командировке в Улан-Уде".

Правда, на защиту г-на Соколова вчера встала вице-спикер Госдумы Любовь Слиска, заявившая, что министр культуры не просто так сделал свое заявление. «Его, наверное, достали», -- пожалела не сдержанного на слово чиновника г-жа Слиска. Правда, вице-спикер все же считает, что чиновникам такого ранга негоже «выяснять на всю страну отношения через судебные органы». «Надо было просто сесть двум руководителям -- федерального агентства и министерства -- и разобраться, что же это за факты", -- заявила она.

Но глава ФАКК Михаил Швыдкой намерен разбираться с фактами иначе. Вчера г-н Швыдкой давал пресс-конференцию в Санкт-Петербурге, на которой изначально планировалось обсудить строительство второй сцены Мариинского театра. Однако большую часть времени главе агентства пришлось рассказывать журналистам о своих судебных планах. Прежде всего он зачитал отрывок из стенограммы интервью г-на Соколова программе «Постскриптум» на канале ТВЦ: «Можно выбрать проект, который действительно имеет большую перспективу для государства. А можно выбрать тот проект, за который в конверте принесут «откат». И это было на всех этажах прежнего министерства. Я это знаю как ректор Московской консерватории. И это знает любой директор любого учреждения культуры. И это же продолжается в теперешнем агентстве».

«Естественно, все этажи, мягко говоря, обиделись, -- рассказал Михаил Швыдкой. -- Поскольку я отвечал за все этажи, то считаю лично себя оскорбленным». Глава агентства обратил внимание на то, что в выступлении министра Соколова не была упомянута фамилия Швыдкого. Но это, считает он, лишь отягощающее доказательство: «Значит, обвиняются все люди, которые подписывали те или иные документы». Поэтому теперь коллектив ФАКК будет решать, какое количество исков направлять в суд. Г-н Швыдкой предположил вчера, что в суд могут пойти «все сотрудники ФАКК, кроме гардеробщиц». В едином порыве они намерены потребовать через органы правосудия защиты своей чести и достоинства. Михаил Швыдкой не исключил также, что в отношении министра культуры будет использована статья УК, предусматривающая ответственность за клевету. Более точные формулировки, по словам главы ФАКК, появятся после проводимой сейчас лингвистической экспертизы высказываний министра.

Впрочем, г-н Швыдкой не пожелал поручиться за честность и порядочность каждого из своих сотрудников, справедливо заметив, что он сам «не Господь Бог». «Но в стране никто не отменял презумпцию невиновности. Пока не предъявят доказательства того, что тот или иной мой сотрудник совершил криминальный поступок, я буду уверен во всех», -- подчеркнул он, напомнив при этом, что ряд его бывших подчиненных, огульно причисленных к взяточникам, сегодня работают в министерстве Александра Соколова.

При этом Михаил Швыдкой старался показать, что своими действиями не провоцирует главу кабинета министров на кадровые решения, и доказывал, что никакого профессионального конфликта с г-ном Соколовым у него нет. «Мы работаем как должны работать два государственных служащих. И дело не в конфликте с ним, а в том, что один гражданин допустил высказывания в адрес другого гражданина».

Гражданин Швыдкой от гражданина Соколова будет требовать в первую очередь моральной сатисфакции. «Мне не нужен фунт мяса Соколова, мне нужно, чтобы коллега извинился перед людьми, которых он обвинил в уголовном преступлении, -- заявил глава ФАКК. -- Если же этого не произойдет, мы будем просить о финансовой компенсации, которую передадим на реконструкцию Московской консерватории, -- какая бы она ни была».

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург