Время новостей
     N°114, 29 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2005
Путин не вдавался в аспекты
Исламу Каримову придется отблагодарить Россию за позицию по Андижану
Владимир Путин вчера поздно вечером принял в своей загородной резиденции «Ново-Огарево» президента Узбекистана Ислама Каримова, прибывшего в Москву с двухдневным рабочим визитом. Спустя полтора месяца после трагических майских событий в Андижане, жертвами которых стали по официальным данным 176 человек, а по другим сведениям в несколько раз больше, президент России впервые сам публично высказался на эту тему. До сих пор позицию Москвы озвучивали главы российского МИДа и Минобороны. Сергей Лавров и Сергей Иванов однозначно поддерживали узбекское руководство, охарактеризовавшее события в Андижане как антиправительственный вооруженный мятеж, подготовленный зарубежными террористическими центрами. Подобную же поддержку Ташкент получил и от Пекина, куда Ислам Каримов нанес визит после андижанского кровопролития.

Владимир Путин, говоря вчера об Андижане, постарался вывести за скобки оценки действия узбекских властей по подавлению мятежа. Выразив соболезнования пострадавшим и членам их семей, российский президент заметил: «Не берусь вдаваться в другие аспекты этих трагических событий, но мы подтверждаем информацию о том, что инфильтрация боевиков из Афганистана из специально подготовленных баз имела место и их концентрация на сопредельных территориях была фактом». «Это наши спецслужбы подтверждают, -- добавил Путин, -- мы информировали наших коллег из тех стран, где они концентрировались, но не знаем, насколько эта информация была вовремя доведена до вас».

Ислам Каримов по поводу своевременности получения такой информации, во всяком случае публично, ничего говорить не стал, но тему внешнего заговора подхватил и сообщил, что беспорядки в Андижане готовились за пределами Узбекистана: «Эти люди сегодня дают показания и завтра выступят публично». Узбекский президент заявил, что «один из лидеров акции в Андижане, с которым велись переговоры, скрывается в Киргизии», и его фамилия Барбиев. Здесь, видимо, г-на Каримова подвело его ближайшее окружение, поскольку фамилия этого человека другая -- Парпиев и зовут его Кабул. Именно с ним вел переговоры 13 мая в Андижане глава МВД Узбекистана Закир Алматов, о чем он сам и сообщал еще 25 мая. Вчера интервью с Парпиевым, взятое еще до приезда Каримова в Москву, появилось на интернет-сайте «Фергана.ру». Парпиев отвергает обвинения узбекских властей в связях с террористами и требует, чтобы независимая комиссия расследовала андижанские события и дала им свою оценку.

Однако как раз независимое международное расследование, на котором настаивают США и Евросоюз, категорически отвергается Ташкентом, что находит поддержку и в Москве. На Западе по отношению к узбекскому президенту, как выразился на днях российский политолог Вячеслав Никонов, сложилась «презумпция виновности». Там считают, что силовое подавление андижанского мятежа было неадекватным по характеру, что и привело к многочисленным жертвам среди мирного населения. Неудивительно, что официальный Ташкент был благодарен Москве за поддержку, что было даже озвучено главой узбекского МИДа. И как заметил на днях «Времени новостей» на условиях анонимности информированный эксперт по российско-узбекским отношениям, «Ташкенту придется заплатить за такую поддержку».

Именно в этом контексте следует рассматривать нынешние российско-узбекские переговоры. Сегодня утром президент Узбекистана в своей резиденции на Воробьевых горах проведет переговоры с российским министром Сергеем Ивановым. Очевидно, что главной их составляющей станет интенсификация военного сотрудничества между двумя странами, которое после выхода Узбекистана в 1999 году из Организации Договора о коллективной безопасности СНГ свелось к минимуму. А после 11 сентября 2001 года, когда Узбекистан предоставил США возможность создать свою военную базу в Ханабаде, оно и вовсе было практически прекращено. То, каким образом Россия вернет свое военное присутствие в Узбекистане, совместными военными учениями или даже учреждением базы, и решается сегодня в Москве.

Аркадий ДУБНОВ