Время новостей
     N°106, 17 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2005
Вытекающие последствия
Железнодорожники подлили в Волгу мазута
Ржевский район Тверской области, третью неделю переживающий вспышку гепатита А (в просторечье эта болезнь известна как желтуха), постигла новая напасть. Вечером в среду там сошел с рельсов товарный состав с топочным мазутом. В результате на земле оказалось 27 цистерн, из которых вылилось в общей сложности 300 тонн топлива.

Образовав настоящее озеро, мазут попал в расположенную рядом с местом аварии речку Гостюшку, по которой разраставшееся нефтяное пятно направилось в сторону Волги. Вчера утром спасатели уверяли, что им удалось предпринять все меры, чтобы мазут в Волгу не попал. Вопрос этот был принципиальным, поскольку ниже по течению находятся водозаборы, обеспечивающие водой в том числе и Москву. Однако уже к вечеру представители прокуратуры и местной администрации признали, что нефтяное пятно все же попало в Волгу. Тверская область оказалась на грани экологической катастрофы.

По данным МЧС по Тверской области, авария произошла в 19.08 на перегоне станций Зубцово--Арестово Московского отделения Октябрьской железной дороги, в районе деревни Зуево. В результате из 60 вагонов-цистерн состава 27 сошли с рельсов и перевернулись, при этом десять из них -- общей емкостью около 300 тонн -- разгерметизировались. Было разрушено около 800 метров железнодорожных путей, а мазут образовал озеро площадью более 800 кв. метров. Из него по канавам и оврагам топливо вскоре начало заливать проходящую в ста метрах речку Гостюшку -- приток Вазузы, которая, в свою очередь, в 8 км от места аварии впадает в Волгу. По предварительным данным, всего в Гостюшку попало около двух тонн мазута.

Поскольку цистерны могли в любой момент взорваться или загореться, сразу после аварии на место ЧП выехали 20 пожарных расчетов, спасатели, сотрудники ОАО «РЖД», оперативно-следственные группы Волжской природоохранной, а также транспортной прокуратуры. Чуть позже к месту катастрофы были вызваны несколько подразделений железнодорожных войск. В результате вчера к утру на месте аварии работало уже более 500 человек, 50 единиц землеройной техники и шесть ремонтных поездов, которые до вечера продолжали откачивать вылившийся мазут в дополнительные резервуары, возводили заграждения, дамбы и котлованы, чтобы удержать от дальнейшего разлива мазутное озеро. Тем не менее к вечеру в администрации Тверской области признали, что, несмотря на все усилия, мазут все еще продолжал поступать в Гостюшку.

Из нее нефтяное пятно попало в Вазузу еще ночью, и к утру местные власти сообщили, что загрязнено более 70% поверхности реки. В первой половине дня в Тверскую область прибыли представители МЧС, которые доставили спецоборудование для сбора нефти и выставили у впадения Вазузы в Волгу несколько рядов боновых заграждений. Тогда же было объявлено, что в Волгу мазут не попадет. Однако вечером нефтяные пятна были обнаружены и в Волге, чуть ниже по течению которой находится Кимрский водозабор.

Именно это обстоятельство вчера больше всего и беспокоило следователей прокуратуры, которые опасались, что загрязненная вода попадет в Москворецко-Вазузскую и Волжскую системы водоснабжения. При этом представители «Мосводоканала» твердо заявили, что «конструкции гидротехнических сооружений исключают попадание мазута в питьевую воду столицы».

По факту железнодорожной аварии Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура Тверской области возбудила уголовное дело по ст. 247-2 УК РФ -- нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, которое привело к загрязнению объектов окружающей среды. Из-за чего именно состав сошел с рельсов, вчера еще было непонятно. Представители МЧС и ОАО «РЖД» сообщали, что причиной аварии стало проседание одного из двух рельсов, по которому шел состав, из-за чрезмерного намокания грунта. При этом считалось, что виной этому стал ненадлежащий надзор за состоянием пути со стороны местных ремонтников. Однако в прокуратуре и администрации области приводили и другую версию. Согласно ей, крушение произошло из-за некачественной сцепки вагонов -- когда состав шел «в гору», несколько вагонов якобы отцепились и покатились в обратном направлении, в конце концов сойдя с пути.

Екатерина КАРАЧЕВА