Время новостей
     N°105, 16 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2005
Железнодорожная логика
Президентом РЖД назначен Владимир Якунин
Российские железные дороги вчера обрели нового президента -- им стал Владимир Якунин, до сих пор занимавший пост первого вице-президента РЖД. Бывший руководитель Геннадий Фадеев стал помощником премьера Михаила Фрадкова. Вопрос о таких перестановках обсуждался с момента превращения Министерства путей сообщения в РЖД в 2003 году, однако тогда было решено оставить г-на Фадеева. В то время трудно было сказать, во что выльются в итоге преобразования, и потому сразу ставить во главе компании г-на Якунина -- выходца из Санкт-Петербурга, кадрового офицера советской разведки, близко знающего, как считается, Владимира Путина, -- было сочтено, видимо, преждевременным. Теперь же стало более-менее понятно течение реформы. Сегодня же -- в преддверии собрания акционеров компании, которое состоится 30 июня путем утверждения директив кабинета министров, -- правительство на своем заседании планирует обсудить ход преобразований и, видимо, выполнить один из пунктов реформы -- реструктуризацию управления отраслью.

Отставку Геннадию Фадееву в 2003 году предрекали по нескольким причинам. Во-первых, он является родственником бывшего опального вице-премьера Николая Аксененко, хотя и лоялен по отношению к питерской команде. Во-вторых, он и так довольно долго работал главой МПС -- с 1992 по 1996 год, а затем с января 2002-го (после отставки г-на Аксененко). И в-третьих, г-н Фадеев находится уже в преклонном возрасте (ему сейчас 68 лет). Главным же аргументом за его назначение президентом РЖД был тот факт, что г-н Фадеев всю жизнь посвятил железной дороге, а значит, является квалифицированным специалистом, которому можно доверить по крайней мере первые этапы преобразований в отрасли.

Г-н Якунин (ему 30 июня исполнится 57 лет), напротив, до февраля 2002 года к железной дороге прямого отношения не имел, хотя с октября 2000 года и являлся заместителем министра транспорта. Однако шансы г-на Якунина на серьезное повышение уже давно расцениваются очень высоко: именно его кандидатуру многие прочили на пост президента РЖД в 2003 году, затем (в том же году) на пост главы кремлевской администрации (после отставки Александра Волошина), а весной прошлого года -- и на пост премьер-министра.

Между тем преобразования в РЖД далеко не завершены, о чем свидетельствует критика вице-президента компании Анны Беловой в адрес правительства по поводу затягивания реформы. В апреле она заявила, что «РЖД со своей стороны предприняли все необходимые меры для обеспечения недискриминационного доступа независимых операторов к услугам», однако подготовленные компанией документы, без которых «создание полноценных перевозчиков и развитие конкуренции в сфере грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок весьма проблематично», чиновники до сих пор не утвердили.

Кроме того, в РЖД с начала этого года стартовала административная реформа. Г-н Якунин в январе объяснял ее необходимостью упростить управление компанией, исключить дублирование функций и сократить раздутый штат. Был подготовлен план реструктуризации финансового блока РЖД: по словам источника «Времени новостей», знакомого с его содержанием, предполагалось перевести ряд структур, подчиняющихся напрямую г-ну Фадееву (департамент казначейства, департамент бухгалтерского учета, центр контроля и внутреннего аудита на железнодорожном транспорте, а также ЦФТО и «Росжелдорснаб», которые курирует близкий к ныне уже бывшему президенту РЖД замглавы компании Хасян Зябиров), под ответственность первого вице-президента. Таким образом реформа позволила усилить роль г-на Якунина в РЖД. Продолжением этого шага и стала отставка г-на Фадеева.

Сейчас перед новым президентом РЖД стоит задача завершить второй этап реформирования отрасли и приступить к третьему. Главное, что предстоит сделать, -- это продать некоторые «дочки» РЖД инвесторам, тем самым создавая конкуренцию в отрасли. Но как еще год назад говорили правительственным чиновникам эксперты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), «РЖД как ориентированная на прибыль компания не имеет стимулов для создания конкуренции своим услугам», а значит, инициативу должно перехватить правительство. А г-н Якунин займется примерно тем же, чем сейчас велено заниматься Анатолию Чубайсу в другой естественной монополии -- РАО «ЕЭС»: поддерживать и развивать хозяйственную деятельность.

Николай ГОРЕЛОВ