Время новостей
     N°105, 16 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2005
«Не верю»
Защита Ходорковского и Лебедева признала, что вряд ли добьется их оправдания
Адвокаты бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и главы МФО «Менатеп» Платона Лебедева вчера впервые после вынесения их подзащитным обвинительного приговора решились выступить с комментарием решения Мещанского суда Москвы. В ходе самого процесса и после его окончания защита опальных олигархов вела себя сдержанно, избегая вне судебного зала не только критики в адрес суда и стороны обвинения, но и вообще каких-либо высказываний по существу дела. Единственное, что позволили себе защитники, -- пообещать подать кассационные жалобы в Мосгорсуд. На организованной же вчера пресс-конференции они прямо объявили, что происшедшее в Мещанском суде не имело никакого отношения к правосудию, а было самой обычной расправой.

К этой пресс-конференции адвокаты Ходорковского и Лебедева -- Генрих Падва, Юрий Шмидт, Антон Дрель и Константин Ривкин -- готовились, по их признанию, не одну неделю. Изучив приговор и заручившись согласием своих подзащитных, они решили сделать официальное заявление об искажении обстоятельств дела и многих фактов.

Первым выступил Генрих Падва. «Я уважаю наше правосудие, но данный неправомерный и бездоказательный приговор к правосудию никакого отношения не имеет, -- заявил адвокат. -- Эта внесудебная расправа над Ходорковским и Лебедевым была вынесена не именем суда, а была хорошо спланированным политическим ходом». Г-н Падва признал, что до сих пор не может понять, почему суд не захотел глубже исследовать собранные стороной обвинения доказательства о якобы виновности его подзащитных. «Тогда как по всем вмененным и Ходорковскому, и Лебедеву эпизодам или отсутствовал состав преступления, или вообще не было самого события. Таким образом, их вина не была доказана на причастность к совершенным событиям, которые им вменяются», -- заявил адвокат. «Почему было просто не запросить в такой ситуации дополнительных доказательств подтверждения виновности Ходорковского и не провести дополнительных экспертиз или не заслушать свидетелей? -- недоумевал г-н Падва. -- Ведь по закону отсутствие доказательств всегда варьирует в сторону обвиняемого, а не наоборот».

После этого наступила очередь возмущаться Константина Ривкина, представляющего интересы Лебедева: «Чего только стоит письмо, фигурирующее в деле, за подписью якобы моего клиента. По мнению обвинения, именно это письмо подтверждает виновность Платона Лебедева, который распоряжался финансовыми потоками компании. Все это вранье. Ни ссылок, ни настоящей подписи на документах, ничего нет. Но обвинение стояло на своем -- собраны весомые доказательства и подтверждают вину. А карты «Америкэн-экспресс», являющиеся весомым доказательством по эпизоду уклонения от уплаты налогов г-на Лебедева как физического лица, как выяснилось, на самом деле в природе не существуют. Нет их и в деле. Они фигурируют только на бумаге. И я полностью согласен с г-ном Лебедевым, что все уголовное дело, как и приговор, не что иное, как фальсификация».

Как сообщили адвокаты, сейчас Ходорковский и Лебедев изучают приговор и готовятся подать от себя лично кассационные жалобы в Мосгорсуд. Сделать это они должны не позднее 17 июня. Защите же предстоит проанализировать около 30 томов протокола судебного заседания, который еще не подготовлен судом из-за «слишком большого объема», на что может уйти около двух месяцев. Г-н Падва предположил, что рассмотрение первых апелляций состоится осенью, примерно в сентябре-октябре. На что г-н Ривкин сразу же отреагировал: «Я не верю в благополучный исход дела и не надеюсь на оправдательный приговор в кассационной инстанции. Деятельность судебной коллегии по уголовным делам Мосгорсуда не оставляет у меня никаких иллюзий на этот счет».

Что касается заявления Генпрокуратуры по поводу предъявления Ходорковскому и Лебедеву новых обвинений по отмыванию денег, то г-н Падва заявил, что пока никаких следственных действий на этот счет с его подзащитным не проводилось. Правда, он признал, что если обвинения все же будут предъявлены, это осложнит работу адвокатов, так как им придется одновременно оспаривать уже вынесенный приговор и работать по новому уголовному делу.

Екатерина КАРАЧЕВА
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа