Время новостей
     N°106, 17 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.06.2005
Скромное очарование соревнований
Сегодня начинается второй тур Конкурса имени Рихтера
Прослушивания второго тура первого Рихтеровского конкурса будут идти три дня, в 11.00 и в 19.00. Из 32 участников, поразивших не только членов жюри, но и публику высоким профессиональным уровнем, дальше прошли не 12 (как предполагалось по регламенту), а 13 пианистов. О такой возможности секретарь жюри Анатолий Кац говорил еще до начала соревнований, ничего особенного не имея в виду. Судя по тому, что его прогнозы оправдались, жюри пришлось-таки решать какие-то проблемы дипломатического свойства. Можно было бы сказать, что хороших музыкантов оказалось на одного больше, чем ожидалось. Если бы не то обстоятельство, что хороших музыкантов было, пожалуй, еще больше. За рамками расширенной дюжины остались по-настоящему взрослые, неординарные, имеющие своих поклонников и противников пианисты -- Максим Филиппов (трагичный и гармоничный одновременно), украинский подданный Олег Полянский (учившийся в Москве и в Германии и не вполне оцененный еще на Конкурсе Чайковского, где он получил немного странную шестую премию), 44-летний венгр, умный и утонченный Балаш Соколаи, говоривший, что, дескать, европейцы боятся ездить в Москву, поскольку тут ничего не светит, а вот он Москву любит, и многие другие. Регламент, однако, не резиновый. И конкурс, очаровавший публику еще до начала прослушиваний своей нетривиальной физиономией и привлекательной политической позой -- отсутствием жестких программных рекомендаций, возрастными рамками «от 23 и до...», -- вынужден уточнять свою складывающуюся репутацию. В ночь на четверг, когда огласили список участников второго тура, многие испытали разочарование, но многие были довольны. Иные принялись считать учеников членов жюри, не попавших на следующую ступень (досчитали до одного), другие говорили, что конкурсная ситуация в любом случае предполагает огорченных, разъяренных и нечаянно прославленных. Это так, но расставаться с мечтой о первом на свете безупречном состязании, осененном славным именем Рихтера, музыкантскими репутациями судей и правилами, согласно которым выигрывать на всех стадиях как будто бы уже заранее должен был тот, кто взрослее, мудрее и интереснее других, не хотелось. Хотелось видеть какой-то такой список, перед которым можно было бы снять шляпу. Но нам напомнили, что представления об идеале имеют иллюзорную природу. Хотя бы потому, что идеальный перечень у всех людей разный.

В следующий тур прошли испанец Клаудио Карбо Монтенер, о котором мало кто может сказать что-то особенное, кореец Юнг Вук Йо с кружевной техникой звука, которого некоторые специалисты называют интересным, демоническая (как прозвали ее слушатели) грузинка Ани Такидзе, японка Нами Эдзири, вызвавшая массу споров, 58-летний экс-россиянин, музыкант редкого изящного толка Вадим Сахаров, кореец Джон Хва Пак, россиянин Сергей Кудряков, молодая пианистка из Новосибирска Наталья Талдыкина (выступившая в роли темной лошадки), мощный японец с самурайскими манерами Макото Уэно, любимец молодых москвичей Яков Кацнельсон, очаровавший зал необычайным Бахом, один из главных пока претендентов на первую премию Эльдар Небольсин, обладатель пышного пианизма Вадим Руденко и сильная хрупкая девушка Элеонора Карпухова. Во втором туре они будут играть 70-минутные программы из самой разной музыки, включая обязательные современные сочинения. В Интернете можно слушать прямую трансляцию, организованную компанией «Комстар» (вполне хорошего качества), следить за бурным обсуждением на форуме «Классика» и читать оперативные отчеты пресс-центра.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка