Время новостей
     N°105, 16 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.06.2005
Заинтересованность и несогласованность
Чиновники и бизнес по-разному видят пути становления корпоративного управления
То, что качество корпоративного управления в России далеко от совершенства, не секрет. Редкий доклад западных аналитиков о состоянии российской экономики обходится без напоминаний о необходимости усовершенствований в этой сфере. Однако в этих докладах содержатся зачастую противоречащие друг другу советы, как это сделать.

В России также нет однозначных ответов на вопросы о том, как совершенствовать корпоративное управление. Прошедший вчера в Минэкономразвития "круглый стол" на тему «Повышение прозрачности сделок с заинтересованностью» продемонстрировал это в который уже раз.

Сама по себе сделка с заинтересованностью (передача средств и обязательств аффилированными лицами независимо от того, установлена рыночная цена на товар или нет) не несет в себе ничего негативного. Однако эти сделки нуждаются в дополнительной проверке в связи с тем, что и акционеры, и менеджеры могут получать личную выгоду за счет компании, а в ситуации, когда акционером компании является государство, и за счет бюджета.

В докладе, подготовленном Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), предлагается снизить сумму сделки с заинтересованностью, требующую одобрения акционерами, а также порог раскрытия информации о пакетах акций до 5--10% (сейчас 20%). Кроме того, предлагается расширить контрольно-надзорные полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам. По действующему законодательству компании, акции которых котируются на биржах, обязаны предоставлять информацию о сделках с заинтересованностью в квартальных отчетах. Однако ответственность за непредоставление информации не предусмотрена.

Напротив, представители компаний полагают, что введение предлагаемых мер лишит их возможности элементарно заниматься хозяйственной деятельностью. Вице-президент ОАО «Российские железные дороги» Анна Белова заявила: «Мы заваливаемся в ситуацию избыточного регулирования». С ней солидарен представитель компании «Уралсвязьинформ». «Мы и сейчас вынуждены получать в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом разрешение на копеечные сделки по аренде помещения компанией, в которой нам принадлежит 20% акций», -- рассказал он.

Кроме того, отметил управляющий директор компании «Интеррос» Андрей Бугров, законодательство, ограничивающее сделки в отношении акционеров и менеджеров, никак не касается госслужащих. По закону аффилированными лицами считаются стороны, выгодоприобретатели или посредники в сделке. «А если ваш родственник федеральный министр, тогда что», -- заметил он.

«Мы рискуем получить еще одну санэпидемстанцию», -- полагает экономист Леонид Григорьев. В России очень распространена ситуация, когда истинный владелец компании не занимает никаких должностей, и бороться с этим государство не может. Вместо этого много времени и сил будет тратиться на формальное рассмотрение сделок.

Вера СИТНИНА