Время новостей
     N°139, 06 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2001
Ракетная песнь о Ким Чен Ире
Запад не зря с таким подозрением следил за поездкой северокорейского лидера в Россию: Ким Чен Ир заполучил-таки новую ракету. В воскресенье во время визита на ракетно-комическую фирму -- в центр им. Хруничева -- ему была вручена уменьшенная копия ракеты-носителя «Протон». Впрочем, по отзывам очевидцев, во время экскурсии по цехам центра корейскую делегацию больше заинтересовал участок сборки ракет-носителей «Рокот». Однако дарить его модель хруничевское руководство посчитало «неполиткорректым»: «Рокот» -- это лишь слегка доработанная боевая межконтинентальная баллистическая ракета УР-100Н (SS-19 Stiletto по американской классификации), которая остается на вооружении российских РВСН. Поэтому копия «Рокота» в руках Ким Чен Ира выглядела бы двусмысленно.

Зафиксированная в Московской декларации позиция КНДР в отношении национальной ракетной программы и без того уже вызвала массу разночтений. «Корейская сторона заверила, что ракетная программа КНДР носит мирный характер и, следовательно, не представляет угрозы для любой страны, с уважением относящейся к суверенитету КНДР. Российская сторона приветствовала эту позицию КНДР». Нетрудно заметить, что корейские заверения, которые российская сторона столь горячо приветствует, распадаются на две части. Которые, хотя и соединены словом «следовательно», никак не следуют друг из друга. Либо ракетная программа является мирной и действительно не угрожает ни одной из стран (вне зависимости от их отношения к «суверенитету КНДР»). Либо она все-таки не совсем мирная. Со всеми вытекающими последствиями. По крайней мере последнее испытание корейского многоступенчатого «Тэпходона» осенью 1998-го, после которого Пхеньян объявил мораторий на запуски, больше напоминал испытание боевой ракеты, а отнюдь не мирного космического носителя. Правда, государственные информационные агентства КНДР утверждали, что в ходе испытаний на орбиту был выведен искусственный спутник, с которого на Землю транслировались песни «о полководцах Ким Ир Сене и Ким Чен Ире». Однако кроме них самих эти песни тогда почему-то не услышал ни один мировой центр слежения.

В принципе Россия уже заявляла о готовности сотрудничать с КНДР в ракетно-космической области. Однако речь шла о принципиальном отказе Северной Кореи от собственных ракетных программ: в этом случае мы готовы доставлять на орбиту северокорейские «полезные нагрузки». Причем, как заявляли газете «Время новостей» сами российские ракетчики, «небольшой аппарат, который будет только петь про Ким Чен Ира, мы готовы отправить в космос бесплатно ближайшим же рейсом в качестве дополнительной нагрузки».

Юрий ГОЛОТЮК