Время новостей
     N°100, 08 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.06.2005
Незабываемое харакири
Храм Ясукуни расколол Японию
В Японии разгорается спор по поводу того, должен ли 63-летний премьер Дзюнъитиро Коидзуми посещать известный синтоистский храм Ясукуни в Токио, который для многих является символом милитаристского прошлого этой страны. Это святилище восславляет дух воинов, отдавших жизни за Японию. Но если раньше японского премьера за ежегодные посещения храма критиковала оппозиция, то сейчас призыв воздержаться исходил от одного из ведущих политиков Либерально-демократической партии (ЛДПЯ), лидер которой -- сам премьер.

Член руководства ЛДПЯ и спикер нижней палаты парламента Иохэй Коно сказал Коидзуми, что встречался с экс-премьерами и бывшими лидерами ЛДПЯ Киити Миядзавой, Томиити Мураямой и Рютаро Хасимото. И те высказались за прекращение визитов Коидзуми в Ясукуни из-за резко негативного отношения к этому соседей Японии, прежде всего Китая и Республики Корея. Однако, по сведениям «Времени новостей», премьер Японии все-таки планирует посетить храм в середине августа. Критикам он отвечает, что руководители Китая и Южной Кореи, после разъяснений японской стороны, к таким посещениям теперь относятся с пониманием.

Однако заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН профессор Александр Воронцов сомневается, что южнокорейский лидер Но Му Хен и китайский руководитель Ху Цзиньтао могли "выразить понимание" в таком деле. Скорее всего, сказал ученый корреспонденту «Времени новостей», это "личная интерпретация Коидзуми". Г-н Воронцов был свидетелем того, как в конце мая экс-президент Южной Кореи Ким Дэ Чжун заявил в Токио, что страдания и жертвы, понесенные корейцами в результате японской оккупации, дают Сеулу право ставить перед Токио "вопрос о посещениях Ясукуни". И это несмотря на то, что ранее Коидзуми называл комментарии по этому поводу «вмешательством во внутренние дела Японии».

«Пекин также не устраивают одни только извинения Токио за преступления императорской армии в ходе захватнических войн XIX--XX веков, если эти извинения не подкреплены делом. И, в частности, отказом от походов в Ясукуни, где чтят японских военных, виновных в преступлениях перед Китаем», -- сказал «ВН» российский китаевед профессор Юрий Галенович. Позицию Пекина он охарактеризовал так: «Китайцы считают, что японцы все-таки не посмотрели в «зеркало раскаяния», как это сделали немцы».

Россия в последние годы не заостряет внимание на посещении храма Ясукуни японскими руководителями, но Москва еще со времен СССР относилась к этому критично.

Александр Воронцов в интервью нашей газете сказал, что видит выход для Коидзуми в следующем: надо перезахоронить в другое место семерых погребенных в Ясукуни главных военных преступников (включая двух экс-премьеров), которых казнили 23 декабря 1948 года по приговору международного Токийского трибунала.

С апреля 2001 года, когда Коидзуми стал премьером, он посещал Ясукуни ежегодно (в последний раз он был там 1 января прошлого года). В храме находятся списки более 2,5 млн японцев, "отдавших жизнь за императора". В том числе и тех 35 тыс. военных и госслужащих, которые 60 лет назад совершили ритуальное самоубийство харакири (или, как еще говорят японцы, сеппуку) после того, как узнали об указе императора Хирохито от 14 августа 1945 года. На следующий день, 15 августа, несколько тысяч военных сделали это почти одновременно, взрезав себе живот на главной площади у ворот императорского дворца в Токио. В том императорском указе говорилось о полной и безоговорочной капитуляции Японии.

Александр САМОХОТКИН