Время новостей
     N°98, 06 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.06.2005
Кусает только пресса
Михаил Фрадков провел самый яркий визит в своей карьере
Российский премьер Михаил Фрадков, накануне визита в Грузию немного "покусанный" прессой (странная история о том, что его якобы укусила бешеная кошка), судя по всему, до сих пор не понимает, кому нужна была эта кошка. Наверное, г-н Фрадков предполагал, что двусторонние переговоры в Тбилиси с грузинскими коллегами, а также сенсационная встреча со считающейся в России подследственной главой правительства Украины Юлией Тимошенко будут походить на «поиски черной кошки в темной комнате». И все же, для чего было давать шанс противникам г-на Фрадкова именно перед столь незабываемым международным выездом забыть о его слабостях и возможной отставке на ближайшие месяцы, не понимает даже он сам.

Всячески веселясь новому информационному поводу, российский премьер в Тбилиси в несвойственной себе манере сочным, твердым голосом опровергал все благоглупости. «Не кусала, не кусала. Только пресса иногда покусывает», -- говорил он, проходя мимо бесконечных камер в государственной резиденции Грузии.

Слухи об отставке г-на Фрадкова, как и писала газета «Время новостей», сильно преувеличены. Позиции его прочны, это признают практически все, включая самых искушенных кремлеведов. А президенту Путину еще не пришло время разбрасываться «политическими козырями» и устраивать шоу из отставки премьера и его кабинета. Так что когда Михаил Фрадков в Тбилиси притормозил после окончания «эсэнгешной» пресс-конференции и стал отвечать на незапланированный вопрос корреспондента Рейтер про слухи об отставке, все выглядело как пиар-кампания в пользу российского премьера.

Премьер посмеиваясь рассказал, что пресса давит на него в хорошем смысле этого слова уже и на просторах СНГ, держит его и правительство в тонусе, не дает расслабиться и тем самым способствует не отставке, а укреплению позиций кабинета министров. «Я рассматриваю разговоры о своей отставке как мотивацию к улучшению качества работы, -- пояснил премьер России и добавил: Президент решает вопросы об отставке, но я полагаю, что мне предстоит еще серьезно поработать».

На саммите глав правительств СНГ в Тбилиси был и еще один премьер, который мог бы интересовать прессу с точки зрения актуальности слухов об его отставке. Это Юлия Тимошенко, которую во время ее пребывании в Грузии советник президента Украины Борис Немцов подверг очень резкой критике. Однако несмотря на все инсинуации, представители прессы не задавали ей неудобных или некорректных вопросов. Ее практически боготворили. За ней носилось минимум двадцать телекамер. Она давала интервью буквально в "раздавленном"(зажатая между своими же телохранителями) состоянии. А в один момент как-то не по-премьерски, как с однополчанкой, обнялась и расцеловалась с пробившейся к ней тележурналисткой.

Г-жа Тимошенко в принципе с удовольствием исполняла роль звезды первой величины на грузинском саммите. Она всячески подчеркивала яркими красками своей одежды уверенность в собственных силах. Прилетела она в белом. На переговорах на следующий день была в розовом пиджаке и белой юбке с воланом, с белой сумочкой и на каблуках, на которых другой даме долго бы пришлось учиться ходить. Хотя в общем-то очевидно, что это было вынужденное спецсредство, без коего г-жа Тимошенко при ее небольшом росте вряд ли бы казалась значительной и почти статной на фоне мужчин-премьеров.

Розовый блеск ее помады был призван подчеркнуть ее женственную мягкость. Но все это длилось до поры до времени. Г-жа Тимошенко преподала урок новой дипломатии в СНГ практически при обсуждении первого же существенного вопроса -- об ограничении свободы торговли в СНГ. Дипломатия оказалась по-мужски жесткой. Юлия Тимошенко от имени Украины отказалась подписать общий документ, проработанный экспертами двенадцати стран, по поводу отмены всех ограничений во взаимной торговле в 2012 году. Она заявила, что это можно сделать значительно раньше. Это был вызов России. Ведь именно Россия ввела несколько ограничительных квот на импорт украинских товаров -- труб, сахара, конфет, мяса, спирта и других. С украинским премьером почти полностью солидаризировался грузинский коллега. Зураб Ногаидели дал понять всем, что в СНГ не будет прежнего полупостсоветского единства. Что переговоры с Россией будут такими же, как со всеми остальными государствами, без подобострастия перед «старшим братом». Может быть, даже более жесткими.

Премьер России вызов принял. Он заявил, что настаивает на том, чтобы протокол о свободной торговле был подписан в настоящем виде. Без поправок, внесенных Украиной. Более того, уже на двусторонних переговорах российский премьер свою позицию еще более обострил. Из источников внутри российской делегации стало известно, что г-н Фрадков не только не спасовал перед обаянием г-жи Тимошенко, но и напомнил ей о довольно неприятном антидемпинговом расследовании, которое начала Россия в отношении импорта украинских швеллеров (применяются при строительстве стержневых конструкций, а также в колоннах и кровельных прогонах). Расследование проводится по заявлению Нижнетагильского и Западно-Сибирского меткомбинатов, которые производят более 60% швеллеров в России. Они утверждают, что с 2000 по 2002 год цены на украинские швеллеры снизились на 15%. При этом доля Украины в российском импорте швеллеров составляет 99%. В связи с этим Межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике России рекомендовала правительству установить антидемпинговую пошлину в отношении швеллеров, импортируемых из Украины, в размере 17,4% от таможенной стоимости.

Несмотря на неподписанный протокол о квотировании поставок украинских труб в Россию (подписанию сопротивляется Украина), ограничения продолжают действовать. И это также остается неприятностью для г-жи Тимошенко. Естественно, что она отвечает как может, и украинцы ведут приватизационные расследования в отношении российских собственников. Но г-жа Тимошенко, во всяком случае публично, попыталась не педалировать столь опасную тему, как пересмотр итогов приватизации. Выйдя после переговоров с г-ном Фрадковым в холл отеля «Мариотт» в Тбилиси, она заявила, что не строит планы «разрушить российскую собственность на Украине». И пояснила, что сначала предстоит выяснить рыночную стоимость купленных предприятий, а потом предложить нынешним собственникам в первую очередь доплатить недостающую сумму. А вот если они не смогут этого сделать, о том, что будет после, г-жа Тимошенко умолчала.

В конце Юлия Тимошенко выразила исключительную признательность многоопытному переговорщику Михаилу Фрадкову и не исключила, что все-таки может приехать в Москву уже нынешним летом.

Г-н Фрадков на встречу с г-жой Тимошенко опаздывал, причем не по своей воле. Затянулись его переговоры с грузинским президентом Михаилом Саакашвили. А потом случилась еще и их незапланированная пресс-конференция, которую грузинский лидер в основном посвятил Владимиру Путину. Мол, жду его в родной стране, напою отличным кахетинским вином. В общем, если приедет российский политический гуру, тут и решатся буквально все российско-грузинские противоречия одним разом. Ну как с такой презентации мог сбежать российский премьер? Вот и пришлось заставить ждать коллегу, да еще и женщину. К г-же Тимошенко г-н Фрадков из России пришел без бумажки. Первое свидание: как себя поставишь, так и будешь дальше общаться. Посвященные говорят, что г-жа Тимошенко оценила г-на Фрадкова. После знакомства сказала, что «антагонистических позиций нет». А уж то, что она приняла приглашение г-на Фрадкова приехать в Москву, означает лишь одно: либо российский премьер дал ей все гарантии защиты и неприкосновенности, либо сама г-жа Тимошенко, на что намекают некоторые члены российской делегации, решила использовать весь свой премьерский арсенал, чтобы у правоохранительных органов дружеского государства более не возникало к ней вопросов. На этой оптимистичной ноте г-н Фрадков покинул Тбилиси в тот же день, что и прилетел.

Вера КУЗНЕЦОВА, Тбилиси--Москва