Время новостей
     N°96, 02 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2005
А теперь - о налогах
После приговора Ходорковскому бизнесу обещают отмену плана по сбору налогов
На следущий день после объявления приговора по делу Ходорковского-Лебедева-Крайнова власть дала бизнесу два сигнала-- как впредь будут строиться их взаимоотношения. Общий смысл сигналов таков: власть считает, что поступила с "ЮКОСом" правильно, хотя фактически и признает, что незаконно. Но при этом обещает более не душить бизнес налоговым методами.

Первый сигнал подал лично министр финансов Алексей Кудрин. Он заявил: "Сегодня сложилось мнение, что если уходить от налогов честно, используя лазейки в законодательстве, то это правильный уход от налогов", но "такого честного ухода от налогов быть не может", пояснил г-н Кудрин и выступил против "агрессивного использования бизнесом дыр в законодательстве". Эти слова, прозвучавшие на конференции РСПП «Налоговая реформа: анализ и перспективы», по сути стали первым комментарием приговора Михаилу Ходорковскому от лица высокопоставленного чиновника, ответственного за налоговую политику. Тем самым министр фактически признал, что "ЮКОС" не нарушал законов, а всего лишь пользовался их отсутствием. В устах министра финансов это выглядело особенно странно: во всем мире суть честного бизнеса как раз и состоит в получении максимальной прибыли, в том числе за счет легальной оптимизации налогов (то есть именно честным уходом от них). Любая иная точка зрения означает, что власть будет разбираться с бизнесом не на основе закона, а буквально "по понятиям" ("честный", "добропорядочный", "ответственный" и т.д.), путая по своему усмотрению моральные оценки с юридическими.

Вторая новость, пришедшая из администрации президента, гораздо отраднее: для налоговиков больше не будут устанавливать планы мобилизации доходов в бюджет, а значит поводов «терроризировать бизнес» у них теоретически должно стать меньше.

Единой концепции налоговой политики у власти тем не менее по-прежнему нет. Минфин уверяет, что в ближайшие три года разговор о снижении НДС идти не будет. Аналитики из администрация президента считают, что НДС нужно ликвидировать вообще, а вместо него ввести налог с продаж. Госдума готовится переписывать внесенный правительством пакет по реформе налогового администрирования. А президент в своем апрельском послании велел не терроризировать бизнес, а буквально неделю назад, в Бюджетном послании, дал прямое указание завершить налоговую реформу уже в 2006 году.

Министерство финансов, четыре месяца в компании предпринимателей писавшее концепцию реформы налогового администрирования, уверяет теперь, что налоговое бремя не самая главная беда для бизнеса, поскольку пока надо решать более сложные проблемы: реформировать правоохранительную систему и суды, бороться с коррупцией и административными барьерами. Поэтому унификации ставки НДС и ее снижения, по словам Алексея Кудрина, «ближайшие три года не произойдет, но мы будем об этом думать». Резкое снижение НДС, по его словам, создаст угрозу макроэкономике, так как расходные аппетиты в стране большие-- все хотят поднять зарплату, пособия и т.п. Зато против внесения дополнительных поправок в уже переданный в Думу пакет по налоговому администрированию г-н Кудрин, по крайней мере на словах, не возражал.

Министр признал, что дело "ЮКОСа" снизило уровень доверия между бизнесом и властью, и требуется определенный период для восстановления этого доверия. «А если не будет улучшен деловой климат и взаимное доверие, пакет по администрированию, весящий для бюджета 220 млрд рублей, может не сыграть своей роли, высвободившиеся деньги бизнеса найдут свое убежище за рубежом»,-- дополнил шефа замминистра финансов Сергей Шаталов. И тут же заметил: «А еще есть усталость, реформа идет семь лет, и появляются все новые вопросы».

Вопросов много - подтвердили представители бизнеса. По словам руководителя комитета РСПП по налоговой и бюджетной политике Олега Киселева, бизнесу и власти приходится искать новую платформу для диалога. Отношения власти и бизнеса, по его словам, «должны измениться философски, а спорящие стороны дойти до состояния катарсиса». Если же кризис, высшей точкой которого стало решение по делу ЮКОСа, усугублять противоречиями, - сказал он, - можно дойти до логики сталинских «вертухаев»: «ваше дело бежать, наше - ловить».

С ним согласился член генсовета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. «Бизнес в целом был разочарован тем, что в итоге предложила в виде пакета по администрированию рабочая группа под сопредседательством Кудрина-Шохина, из поправок оказались выхолощены существенные моменты по ограничению самоуправства налоговиков»,-- сказал он. К тому же очень многие налоговые инициативы упираются в тезис о нехватке денег, когда социальная политика становится выше оздоровления делового климата. "В других странах развитие частного бизнеса является инструментом для преодоления бедности, а у нас наоборот»,-- заметил по этому поводу г-н Данилов-Данильян.

«Можно было бы понять поддержание налогов на высоком уровне, если бы в стране существовал острый дефицит финансовых средств, но деньги в стране имеются», - поддержал его вице-президент «ОПОРы России» Арас Агаларов.

Выступившие затем представители президентской администрации увели дискуссию в иное русло. Глава ее экспертного управления Аркадий Дворкович, два года лоббирующий идею замещения НДС налогом с продаж, заговорил на любимую тему. По его словам, людей не волнует, какой НДС в стране, а вот когда в чеке они увидят, за что платят, то будут голосовать за политика, который снизит им этот налог.

"Пятипроцентный налог с продаж был не налог на самом деле, его платили какие-то странные люди, которые, очевидно, хотели просто уплатить налоги в бюджет", - заметил его заместитель Станислав Воскресенский, видимо, никогда не ходивший по магазинам. "Если же этот налог будет адекватно администрироваться, то в НДС отпадет необходимость",-- сказал чиновник.

«Надо двигаться по пути переноса налогового бремени на уровень потребления, налоги должны быть меньше для корпораций и больше для граждан, которые начнут тогда участвовать в публичных дискуссиях о налогах, будучи заинтересованными в комфортной налоговой системе»,-- сказал г-н Дворкович. Следующий его тезис, правда, оказался куда более либеральным, и, пожалуй, самым сенсационным на конференции. В пакет по администрированию надо включить пункт об отмене уже с июня планов по сбору налогов, заявил представитель президентской администрации. На вопрос коллег, как же быть с выполнением бюджета, он ответил, что одно другому не мешает: «Бюджет это расходы, это закон, а доходы - это прогноз».

Приложить руку к правке пакета по налоговому администрированию намерены и депутаты. По словам заместителя председателя бюджетного комитета Госдумы Андрея Макарова, нужно переосмыслить тезис правительства о том, что на повторную проверку требуется санкция суда. «Кто-нибудь сомневается, что басманное правосудие даст такие санкции?»,-- задал он риторический вопрос. «Мы будем настаивать, чтобы повторная проверка была возможна только в качестве проверки самого проверяющего, если он уличен в коррупции, а, значит, основанием для нее может быть только возбужденное уголовное дело против налогового инспектора»,-- сказал депутат.

Эксперты недоумевают, каким образом спорящие стороны теперь будут искать компромисс. Имея столько нерешенных проблем между властью и бизнесом, налоговую конфликтологию нужно сделать самостоятельной областью налоговых знаний, предлагает глава аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов. "Что-то мешает воспринимать тезис о скором завершении налоговой реформы в качестве хорошей новости", - говорит глава экспертного совета Госдумы по налоговому законодательству Михаил Орлов. - Наиболее модная тема реформирования налоговой системы с помощью улучшения администрирования сводится в результате к показушным мерам вроде введения дополнительных требований к отчетности и доводят до нервного срыва несчастных налогоплательщиков, которые работают «в белую» и с шести утра занимают очередь к инспектору".

Ирина СКЛЯРОВА
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа