Время новостей
     N°137, 02 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.08.2001
Десантники свою задачу выполнили
Поэтому теперь их будут сокращать
Накануне отмечаемого сегодня профессионального праздника российских «голубых беретов» командующий ВДВ Георгий Шпак попытался хоть как-то успокоить своих подчиненных. Как заявил генерал-полковник, «резкого сокращения ВДВ не будет», и во вторник он даже разослал в войска специальную телеграмму, «чтобы офицеры и прапорщики были полны уверенности, что из командировки они вернутся на прежнее место службы». Тем не менее принятое руководством Минобороны решение о передаче миротворческих функций в ведение воссоздающегося главного штаба сухопутных войск в любом случае оставит без работы не меньше 5,5 тыс. «голубых беретов». Судьба же остальных 32 тысяч десантников пока окончательно не определена. В МО и Генеральном штабе разработано несколько вариантов реформы ВДВ. Однако после бурного обсуждения «десантного вопроса» на расширенной коллегии Минобороны 26 июня окончательное решение было отложено «до устранения выявленных недостатков». Таким образом, ВДВ удалось на какое-то время сохранить за собой статус рода вооруженных сил и гордое звание «резерва Верховного главнокомандующего».

«Голубым беретам» не впервой отбивать атаки руководства военного ведомства. Последовательные попытки «отреформировать» ВДВ (подразумевающие сокращение войск и их переподчинение пехоте) предпринимали абсолютно все российские министры обороны -- Павел Грачев в 1995-м, Игорь Родионов в 96-м, Игорь Сергеев в 97-м. Однако десантники неизменно строили такую хитроумную систему обороны, что посрамленные министры раз за разом были вынуждены отступать. Лишь раз дело дошло до прямого «бунта» десантников: после того как 24 сентября 1996 года г-н Родионов подписал директиву №314/2/0555 о переподчинении «голубых беретов», военный совет ВДВ публично заявил о своем несогласии с этим документом. Но последовавшая за этим жесткая реакция Кремля (заместитель командующего ВДВ генерал-майор Владимир Казанцев был обвинен «в прямом неповиновении» и мгновенно снят указом президента с занимаемой должности) отрезвила десантников. С тех пор они действовали куда тоньше, благо высокопоставленных лоббистов у ВДВ всегда хватало. После того как Борис Ельцин, раздраженный всей этой возней, подписал распоряжение «О прекращении реорганизации ВДВ», с десантниками и вовсе предпочитали не связываться. Тем более что после пресловутого «приштинского броска», казалось, настал их звездный час.

Однако рано или поздно на любого хитрого парашютиста найдется министр «с винтом». Возглавивший МО весной нынешнего года Сергей Иванов повел себя с десантниками совсем иначе, чем его предшественники. Он просто лишил ВДВ их функции, передав миротворчество в ведение главкомата сухопутных войск. Штатная численность «голубых беретов» рассчитывалась в последние годы именно исходя из того, в каких операциях были задействованы их подразделения (летом 1999-го после «приштинского броска» численность ВДВ в порядке исключения была увеличена сразу на 5,5 тыс. внештатных миротворцев!). Лишившись Балкан, Абхазии и Чечни, десант, по сути, оказался лишен и смысла своего существования. Принятая Россией оборонительная доктрина не предусматривает операций по захвату передовых плацдармов, а в классических оборонительных операциях использование ВДВ малоэффективно: войска для этого слишком слабо вооружены (по сравнению с обычными мотострелками).

Штаб ВДВ всячески пытается продлить свое участие в «отбираемых» у десантников операциях. Вчера г-н Шпак уже осторожно «вбросил» идею о том, что передача миротворческих функций от ВДВ сухопутным войскам -- длительный процесс, который «займет не один месяц, а, по всей видимости, год, а то и более». Явно затягивается переброска в Россию десантников с базы в Гудауте. Еще до этого забуксовал вывод подразделений ВДВ из Чечни. Объявлено о нем было еще в январе, когда Владимир Путин подписал указ о передаче руководства операции на Кавказе в ведение ФСБ, однако из 3 тысяч десантников, которые находились тогда в зоне конфликта, по крайней мере около 2,5 тысяч остаются там и по сию пору.

Юрий ГОЛОТЮК