Время новостей
     N°95, 01 июня 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2005
«Почти год нас держали в подвешенном состоянии»
Агентства по усыновлению смогли легализоваться только в мае
Более десяти месяцев почти все российские представительства зарубежных агентств по усыновлению работали, не имея полагающейся по закону аккредитации. Вызвано это было в первую очередь административной неразберихой в переживающем очередную реформу Министерстве образования и науки. Однако вынужденное отсутствие документации уже позволило политикам и правоохранителям обвинить эти агентства в нелегальной деятельности. Более того, по представлению Генпрокуратуры представительства нескольких агентств не смогли продлить аккредитацию даже после того, как чиновники Минобрнауки в мае приступили к полноценному исполнению своих обязанностей. Сотрудники зарубежных агентств опасаются, что решение о лишении аккредитации является лишь первым шагом в кампании, направленной на выдавливание из нашей страны официальных посредников между российскими сиротами и иностранными усыновителями. Хотя сами они считают, что бороться нужно с независимыми юридическими бюро, которые занимаются усыновлением детей из России, не получая вообще никаких разрешений на эту деятельность. О том, чем грозит новая кампания по «сохранению генофонда», рассказывает региональный представитель агентства MAPS (Служба усыновления штата Мэн) Стелла СТАРКОВА.

-- Стелла Борисовна, из-за чего у представительств агентств по международному усыновлению были сложности с аккредитацией?

-- Наше агентство такую аккредитацию уже получило, как и многие другие. Мы небольшое агентство и содействуем усыновлению около 100 детей в год. Каждое усыновление -- огромное событие, и мы очень внимательно относимся к каждому случаю, мы против того, чтобы был конвейер.

При оформлении аккредитации возникли чисто технические сложности. После того как во время реформы Министерство образования и Министерство науки слили в одно ведомство, это совершенно новое юридическое образование в течение десяти месяцев ожидало постановления правительства о наделении его функциями по аккредитации агентств по усыновлению. Поэтому почти год всех нас держали в подвешенном состоянии. В Министерстве образования и науки нам объясняли: мы работаем, мы посылаем запросы. Для того чтобы получить аккредитацию, нужно послать запросы в министерства здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел, изо всех этих министерств получить ответы, что никаких отрицательных моментов в работе агентства не замечено. И все это время они собирали документы, но выдать само разрешение на деятельность не могли, потому что не были на это уполномочены.

-- В итоге раздувается скандал, ваших коллег обвиняют в «незаконном экспорте младенцев». Как вы считаете, отразится ли это на перспективах международного усыновления?

-- Ситуация мне кажется достаточно серьезной. Лично я считаю, что меры по ужесточению контроля за усыновлением, которых требует Генпрокуратура и некоторые политики, необходимы. Но как это сделать? Как получать обратную информацию? Как не бросаться из одной крайности в другую?

Хочу подчеркнуть очень важный момент: до сих пор наше законодательство позволяет усыновить ребенка независимо. В стране есть аккредитованные агентства, которые пытаются работать как можно лучше и полностью зависят от российского законодательства, и есть независимое усыновление, дающее право приемным родителям усыновить ребенка самостоятельно, якобы без посредников. Именно так, кстати, и был усыновлен мальчик, с которым произошла недавняя трагедия в США. Усыновители сначала обратились в аккредитованное агентство, но не прошли психологическое тестирование. Им отказали! Но российское законодательство позволило им заняться этим самостоятельно.

Мы просим, чтобы независимое усыновление запретили. Это нужно делать только через аккредитованные агентства -- с помощью психологов, социальных работников, для того, чтобы свести к минимуму трагические случаи. Все дети, которые погибли за границей, за исключением двух случаев, -- это те усыновления, которые проводились независимо.

-- Сейчас правительство рассматривает возможность заключения межгосударственных договоров, чтобы обязательства следить за судьбой российских детей за границей взяли на себя оба государства.

-- Двусторонние договоры невозможно будет подписать из-за федеративного устройства некоторых государств -- США, ФРГ. Фактически такие договоры означают мораторий на усыновление. Есть негативный опыт во Вьетнаме. Там тоже хотели заключать подобные соглашения, бились над этим в течение трех лет, поняли, что это безрезультатно, и теперь возвращаются к ратификации Гаагской конвенции о международном усыновлении (удочерении). Ведь есть очень важный документ, который подписали и мы, и США. Его готовили лет десять ведущие юристы многих стран. Подписали! Многие страны ратифицировали конвенцию. Но Россия с подачи думского комитета по делам женщин и детей, которым руководит Екатерина Лахова, отказывается это сделать. И пытается изобрести что-то новое. Зачем? Непонятно.

Я хочу, чтобы инициаторы заключения межгосударственных соглашений называли вещи своими именами. Если они хотят полностью запретить международное усыновление, то пусть так и говорят, а не выдумывают какие-то двусторонние соглашения. А то они говорят: мы не против, просто хотим навести порядок. На самом деле я уверена, что эти двусторонние соглашения подписать будет невозможно.

Беседовала Ирина БЕЛАШЕВА