Время новостей
     N°94, 31 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2005
Железный Siemens
Немецкий концерн создал СП с главным поставщиком РЖД
Немецкий концерн Siemens после неудавшейся попытки создать совместное предприятие с монополистом в энергомашиностроительной отрасли -- компанией "Силовые машины" -- выбрал в партнеры по СП "Трансмашхолдинг" (ТМХ), контролирующий 80% рынка железнодорожного оборудования страны. Как известно, ТМХ владеет пятью машиностроительными заводами, выпускающими электровозы, тепловозы, пассажирские и грузовые вагоны, т.е. является ключевым поставщиком для РЖД.

Таким образом, интеграция немецкого концерна в российское машиностроение продолжилась.

Согласно сообщению ТМХ, СП было создано 19 апреля и получило название "Трансконвертер", оно будет специализироваться на разработке и производстве прототипов и серийных партий высоковольтных статических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов и электропоездов. Передав в СП технологии производства преобразователей, Siemens получил 35% акций "Трансконвертера", остальные акции закреплены за ТМХ. Первые два преобразователя для разрабатываемого Новочеркасским электровозостроительным заводом магистрального электровоза постоянного тока 2ЭС4 российско-германское СП выпустит уже в декабре.

Источники, близкие к ТМХ, заявили вчера "Времени новостей", что создание "Трансконвертера" является подготовительным этапом к сотрудничеству российской компании с РЖД по проекту создания высокоскоростного сообщения (он был подписан с Siemens около месяца назад). К 2007 году в России должен появиться первый опытный образец поезда, способного развивать скорость до 250 км/ч, а с 2009 года -- начаться серийный выпуск таких поездов. Для этого предполагается создать СП с участием Siemens, инвестиционных банков и российских промышленных предприятий. Железнодорожная монополия уже гарантировала закупку у СП как минимум 60 составов на 1,9 млрд долл. Заводы ТМХ являются одними из главных претендентов на размещение производства скоростных поездов. Их наиболее вероятным соперником на рынке называют днепропетровскую группу "Южмаш". Следовательно, создание СП с Siemens существенно повышает шансы ТМХ на полноценное участие в распределении контракта РЖД.

По словам источника, ТМХ ведет с Siemens переговоры и о создании подобных СП в области производства механических частей подвижного состава, в частности, рассматривается возможность организации в России выпуск моторных тележек третьего поколения (сейчас производят только первого).

"Хотя приход Siemens на российский рынок для нас нежелателен, -- поясняет источник в ТМХ, -- более опасным конкурентом для нас сейчас являются китайские компании, из-за которых холдинг недавно потерял крупные контракты в Узбекистане (заказ на 30 электропоездов) и на Украине. Сотрудничество с Siemens позволит нам подтянуться до необходимого уровня, чтобы конкурировать на зарубежных рынках -- не только в СНГ, но и в Азии, в частности в Индии и Иране".

Учредителем "Трансмашхолдинга" является "Кузбассразрезуголь", 63% которого принадлежат президенту Уральской горно-металлургической компании Искандеру Махмудову. ТМХ владеет контрольными пакетами брянских машзавода и "Бежицкой стали", Новочеркасского электровозостроительного завода, Завода транспортного оборудования, 25% акций Тверского вагоностроительного завода и 75% акций "Юджи-Транс", контролирующей Демиховский машиностроительный завод и Октябрьский электровагоноремонтный завод.

Яна ГОДОВАНАЯ