Время новостей
     N°93, 30 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  30.05.2005
Европа надвое сказала
Политическую судьбу Старого Света решат французы и голландцы
Сегодня станут известны предварительные результаты прошедшего вчера во Франции всенародного опроса по принятию конституции Евросоюза. Более 40 млн французских граждан должны были ответить на вопрос: «Одобряете ли вы проект закона, который утверждает ратификацию договора, устанавливающего единую конституцию для Европы?».

«Впервые за последние полвека от выбора французов зависят жизненные интересы всех европейцев», -- заявил вчера Жан-Клод Юнкер, премьер Люксембурга, председательствующего до конца нынешнего полугодия в ЕС. Эксперты уверены, что провал референдума во Франции чреват глубочайшим кризисом единой Европы, в которую сейчас входят 25 государств.

Один из последних опросов показал, что число противников конституции снизилось с 55 до 51%. Это, несомненно, стало результатом подключения к пропагандистской кампании немецкого канцлера Шредера: в его стране проведение референдумов не предусмотрено законом, и евроконституцию там одобрил парламент. Помог и испанский премьер Луис Родригес Сапатеро: испанцы дружно проголосовали на референдуме за конституцию. Не менее важен и пример Италии: там документ приняли через парламент. Опыт этих влиятельных стран работал в пользу французского президента Жака Ширака, бросившего все силы на проталкивание евроконституции.

Однако никто не набрался смелости предсказать итоги вчерашнего референдума. Проведенный Французским институтом общественного мнения опрос дал прямо противоположный результат: накануне волеизъявления число противников конституции не только не снизилось, но даже выросло на 4%.

Жак Ширак с самого начала ратовал за одобрение конституции на совместном торжественном заседании парламентов Франции и Германии. Но президенту Франции помешал его энергичный соперник-соратник, председатель правящей партии Франции "Союз за народное большинство" Николя Саркози, публично потребовавший всенародного волеизъявления.

У французов много претензий к тексту основного закона единой Европы. Согласно принимаемой конституции, Евросоюз становится субъектом международного права и наделяется статусом юридического лица, что угрожает национальной идентичности его стран-членов. К этому ведут запланированное введение поста министра иностранных дел Евросоюза, расширение полномочий Европарламента, а также изменение системы голосования в рамках организации, которая более не находится в однозначной зависимости от потенциала страны--члена ЕС.

Левые считают, что конституция, помогающая развитию свободных рынков, приведет к росту безработицы и подорвет существующую во Франции систему социальной защиты. Сторонники левых сочли евроконституцию недостаточно социально направленной, что якобы нанесет ущерб «социальным завоеваниям трудящихся Франции» и спровоцирует перевод производства в страны с более дешевой рабочей силой. Протестные настроения французов подогревались также их недовольством своим нынешним правительством и отчасти национал-шовинистическими выступлениями правых, недовольных расширением ЕС и возможным вступлением в него мусульманской Турции. Ярым противником ратификации конституции ЕС является лидер крайне правого «национального фронта» Жан-Мари Ле Пен.

Пока евроконституцию ратифицировали лишь девять членов ЕС: Германия, Словакия, Австрия, Венгрия, Италия, Литва, Греция, Испания и Словения. Впрочем, уже послезавтра, 1 июня, референдум состоится в Нидерландах, где противники евроконституции также в большинстве. Если как во Франции, так и в Нидерландах все вдруг пройдет благополучно и документ будет одобрен, то ратификация конституции завершится в рамках в ЕС к 1 декабря 2006 года.

Надежду на единую Европу не убьет даже решительное французское «нет!». Маастрихтский договор 1992 года -- основа современной евроинтеграции -- тоже был одобрен не с первой попытки. Не исключен и повторный референдум среди французов. Впрочем, если конституцию не одобрит хотя бы один из 25 членов ЕС, решать проблему будет чрезвычайный саммит Европейского совета.

Катерина ЛАБЕЦКАЯ, Иван СОЛОВЬЕВ