Время новостей
     N°136, 01 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.08.2001
Тихий омут
Евгений Наздратенко хочет стать министром
До недавних пор скромничавшего главу Госкомрыболовства Евгения Наздратенко вчера вдруг прорвало. Взгляды главного рыбовода страны на вверенную ему в феврале отрасль оказались крайне революционными. Ему не нравятся аукционы, он не любит иранских рыбаков, но больше всего ему хочется стать министром.

«Россия -- практически единственная страна, не имеющая рыбного министерства», -- говорит Наздратенко. Госкомрыболовству, считает он, сложно участвовать в международных мероприятиях по регламентации вылова рыбы, да и внутри страны отсутствие министерского статуса «выливается в затруднение при прохождении различных документов». «Даже у Украины, -- говорит г-н Наздратенко, -- есть свое министерство рыбного хозяйства, хотя у них и моря другие». Впрочем, по информации газеты «Время новостей», регулированием рыбной отрасли на Украине занимается государственный комитет рыбного хозяйства.

Любимая министром экономразвития Германом Грефом затея с продажей квот на вылов рыбы г-ну Наздратенко крайне несимпатична. Положительного эффекта аукционы, по его мнению, не имели: «Денег в казне больше не стало». Глава Госкомрыболовства обещает, что к концу года правительству будет предоставлен подробный анализ итогов аукционов. «Китай, например, покупал квоты на икряной минтай по 1050 долл. за тонну, на аукционе мы им продали по 230 долл.». Да и отечественные предприятия, считает г-н Наздратенко, не способны участвовать в аукционах.

Более того, по мнению Наздратенко, аукционы провоцируют международные конфликты: «Мы говорим о спорных территориях и тут же продаем квоты, куда сразу вторгаются иностранцы, и начинается конфликт, у кого это называется «Южные Курилы», а у кого «северные территории».

Поднявшийся в последние две недели шум вокруг прекращения коммерческого лова каспийского осетра и приостановки экспорта черной икры, ударившей по России, г-н Наздратенко считает «искусственным созданием напряжения, чтобы обеспечить Ирану условия для поднятия цен на свою икру». Глава рыбного комитета говорит, что «Россия больше всех имеет право работать на Каспии -- мы выпускаем порядка 50 млн мальков осетровых. Воспроизводством стада занимаются только два государства (Россия и Казахстан. -- Ред.), остальные пока работают на готовеньком».

История же с запретом на экспорт прикаспийскими государствами, кроме Ирана, черной икры, с точки зрения г-на Наздратенко, не более чем сфабрикованный Ираном заказ. «Никакого моратория на экспорт черной икры ни Россия, ни другие прикаспийские государства не получали. Вы видели этот документ, который запрещает? Его в природе нет. Этот документ появился на таможнях всех европейских государств и якобы вышел из недр CITES (постоянный комитет по соблюдению Конвенции по международной торговле исчезающими видами. -- Ред.)».

Впрочем, представители Госкомрыболовства, несмотря на весьма эмоциональные комментарии своего главы по поводу ситуации с экспортом черной икры, ничего фатального в этом не видят. Объемы экспортных поставок черной икры в 2001 году, по информации Госкомрыболовства, остались прежними. Речь в запрещающем документе идет только о прекращении коммерческого лова осетровых в осеннюю путину (после 20 июля), но к этому времени основные объемы уже выловлены.

Все эти радикальные заявления г-на Наздратенко, впрочем, еще только начало его созидательной деятельности в рыбной отрасли. В Госкомрыболовстве придумали концепцию развития рыбного хозяйства на 2002--2010 годы. Содержание концепции авторы пока не разглашают, но уверяют, что в результате ее реализации к 2010 году вылов рыбы увеличится на 38% (по сравнению с 2000 годом). Евгений Наздратенко заявляет, что правительство рассмотрит документ уже в сентябре. Оно, судя по всему, об этом пока не догадывается. «Сентябрь -- срок, который мы сами для себя придумали. В плане правительства до конца года нас нет».

Анфиса ВОРОНИНА