Время новостей
     N°90, 25 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2005
"Триумф воли" Гейдара Алиева
Сегодня открывается азербайджанский участок трубы Баку--Тбилиси--Джейхан
В самом центре Баку две недели назад появился монументальный памятник бывшему президенту Азербайджана Гейдару Алиеву. Изваяние "деда", как практически все в стране называют покойного патриарха азербайджанской политики, вполне соответствует местным представлениям о его роли в современной истории страны. Во всяком случае, представлениям автора проекта, первой леди Азербайджана и невестке Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой.

Взирая с 12-метровой высоты, отлитый в бронзе российскими скульпторами в Смоленске, отец нынешнего президента высоко поднятой правой рукой указывает правильный путь соотечественникам (направление пути почему-то в точности совпадает со стоящим перед ним новым офисом Нацбанка). Грандиозными портретами Гейдара Алиева украшены также и главные площади Баку. Его имя носит столичный аэропорт.

А уже несколько месяцев имя азербайджанского патриарха носит и почти воплощенная в реальность его мечта, основной экспортный трубопровод Баку--Тбилиси--Джейхан (БТД). По нему «большая нефть» Каспия с азербайджанских месторождений блока Азери--Чираг--Гюнешли (АЧГ) через Азербайджан, Грузию и Турцию должна пойти на мировые рынки. В турецком порту Джейхан на Средиземном море нефть из трубы будет заливаться в танкеры.

Сегодня в Баку грандиозное торжество -- открытие Сангачальского терминала на берегу Каспия, откуда берет начало 443-километровый азербайджанский участок БТД. В конце июня строители обещают сдать грузинский участок (249 км), а к середине августа и турецкий (1075 км). В следующие полгода труба длиной 1767 км будет заполняться сырой нефтью, на это потребуется около 1,5 млн тонн, и в конце нынешнего года первый танкер с каспийской нефтью должен выйти из Джейхана. Магистраль БТД, строительство которой началось в сентябре 2002 года и обошлось в 3,6 млрд долл., рассчитана на ежегодную транспортировку 50 млн тонн нефти. Возведение БТД осуществлялось международным консорциумом, большая часть акций которого принадлежит британской BP и азербайджанской Госнефтекомпании (ГНКАР). С небольшими пакетами акций в консорциум входят UNOCAL (США), Statoil (Норвегия), ENI (Италия), Itochu (Япония), Impex (Япония), TPAO (Турция) и Amerada Hess (США).

Введение в строй БТД увенчает более чем десятилетнюю историю, начало которой было положено 20 сентября 1994 года, когда в Баку был подписан так называемый контракт века. Прибегая к высокому стилю, это событие можно считать «триумфом воли» Гейдара Алиева. В то время, ссылаясь на перспективу добычи нефти на 15 разведанных каспийских месторождениях, ему удалось убедить западных нефтяных грандов в коммерческой эффективности их освоения. Большая часть из них не подтвердила ожиданий, возникли трудности и с работами на участках шельфа, на которые претендовал также и Иран.

Однако маховик проекта был запущен, и под транспортировку нефти с блока АЧГ был задуман нефтепровод БТД. И вряд ли его удалось реализовать, если бы не активное лоббирование США, стремившихся обеспечить независимые от России маршруты транзита нефти Каспия. В конце 1990-х годов -- начале этого века проект БТД стал притчей во языцех геополитических сражений на огромном пространстве Евразии.

Россия сначала пыталась активно противодействовать реализации проекта, пытаясь убедить Баку в преимуществах российского транзита нефти. Тем более что стало ясно, что рентабельность БТД выглядит весьма сомнительной из-за отсутствия в Азербайджане достаточного количества нефти для обеспечения проектной мощности трубы.

Попытки Москвы успехом не увенчались. Не удалось ей пока и воспрепятствовать присоединению Казахстана к проекту БТД. Ведь именно казахстанская нефть, доставляемая в Баку танкерами из каспийского порта Актау на восточном побережье Каспия, могла восполнить недостаток азербайджанской нефти и сделать БТД рентабельным. «Сражение за Казахстан» стало главной интригой, возбуждающей мировой интерес к БТД.

Поэтому так напряженно в Баку ожидали вчера прибытия президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. После нескольких лет переговоров Астана наконец готова подписать соглашение о присоединении Казахстана к этому проекту. Накануне визита Назарбаева соглашение об этом было парафировано в Баку министром энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимиром Школьником. А сегодня оно должно быть подписано и президентом Назарбаевым.

Технические параметры азербайджанско-казахского соглашения пока неизвестны. И они вполне могут оказаться коммерческой тайной. Дело в том, что основным содержанием документа должны стать тарифы на транзит нефти, которые для компаний, не входящих в консорциум БТД, весьма велики. Однако следует учесть, что около 15% акций принадлежат нескольким западным компаниям, участвующим в освоении казахстанских месторождений, поэтому здесь возможны компромиссы, условия которых зависят как от Баку, так и от остальных членов консорциума.

Проблема транзитных тарифов является определяющей и в судьбе «северного маршрута» экспорта каспийской нефти, как называют нефтепровод Баку--Новороссийск после введения в строй БТД. Об этом в интервью "Времени новостей" сказал вчера президент Азербайджана Ильхам Алиев. Но, как заметил нашей газете информированный российский источник, «президент Азербайджана говорит правду, но не всю». По словам нашего источника, войти в проект БТД российским нефтяникам просто "невыгодно, поскольку транзит нефти по БТД для тех, кто не является членом его консорциума, составляет 26 долл. за тонну, в то время как для участников консорциума -- всего 3 долл. за тонну". Поэтому "Транснефть" и отказывается понизить тариф на прокачку нефти по трубе Баку--Новороссийск. Тем более что сейчас, с марта по июнь, ею пользуются западные участники консорциума БТД -- они добывают на АЧГ больше нефти, чем может пропустить Баку--Супса.

А сегодня в Баку большой слет VIP-гостей. В торжественной церемонии Сангачальского терминала кроме лидеров Азербайджана и Казахстана примут участие президенты Украины, Турции и Грузии -- Виктор Ющенко, Ахмет Сезер и Михаил Саакашвили. А еще министр энергетики США Сэмюэл Бодмэн, спецпредставитель президента США по вопросам Каспия и одновременно американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ по Карабахскому урегулированию Стивен Манн и его российские коллеги -- «каспийский» спецпредставитель Владимира Путина Игорь Юсуфов и сопредседатель группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. А еще британский принц Эндрю. Одним словом -- королевский праздник.

Аркадий ДУБНОВ, Баку