Время новостей
     N°87, 20 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2005
Генпрокуратура спасает Адамова для России
Вчера стало известно, что бывший глава Минатома России Евгений Адамов нужен не только прокуратуре американского города Питсбурга, но и отечественной Фемиде. Оказывается, еще 14 мая Басманный районный суд Москвы по представлению Генпрокуратуры выдал санкцию на заключение под стражу бывшего министра. Однако пока выполнить указание суда проблематично: со 2 мая г-н Адамов находится под арестом в швейцарском Берне. Местная юстиция задержала экс-министра по запросу питсбургских коллег, обвиняющих его и его американского партнера Марка Каушанского в мошенничестве, сокрытии доходов и легализации денежных средств на сумму 9 млн долл. Эти деньги в начале 90-х годов США выделили на обеспечение безопасности ядерных объектов России.

Чтобы получить возможность заключить Адамова под стражу, российские власти еще во вторник, 17 мая, официально обратились к швейцарской юстиции с просьбой об экстрадиции Евгения Адамова. Напомним, что уже в эту среду МИД России, до того отделывавшийся осторожными заявлениями, сообщил, что уголовное преследование бывшего министра «затрагивает интересы национальной безопасности России» и «должно осуществляться в Российской Федерации и по российским законам». Тем не менее о том, что Басманный суд еще за четыре дня до этого выдал санкцию на арест Адамова, тогда еще не было известно никому.

Адвокат г-на Адамова Тимофей Гриднев заявил «Времени новостей», что лишь вчера узнал о том, что 14 мая в отношении его клиента Басманный райсуд столицы вынес постановление об аресте. «Я сразу же приехал в суд, но материалы дела мне не дали, поскольку судья их еще не подготовил, -- сказал г-н Гриднев. -- Меня возмутил тот факт, что Генпрокуратура не известила меня о возбуждении дела. Конечно, теперь они могут ссылаться на то, что у них не было ордера, что они не знали, кто защищает Адамова. Однако теперь как адвокат Адамова я обязан обжаловать решение Басманного суда, если на то будет воля моего клиента».

Г-н Гриднев также заявил, что у него пока нет никакой информации по сути предъявленного обвинения, но кое-какие предположения он все-таки сделал. «В Генпрокуратуре мне ничего не рассказывают, как всегда, хранят все в секрете. Но это может быть связано и со справкой Госдумы (в 1999 году думский комитет по борьбе с коррупцией обнаружил факт нарушения действующего законодательства со стороны директора НИКИЭТ Адамова при заключении договора с Организацией по атомной энергии Ирана. -- Ред.), а может быть, новое уголовное дело напрямую связано с обвинением, предъявленным американской стороной. Однако говорить о чем-то конкретном можно будет только после того, как у меня на руках будут материалы дела», -- считает адвокат.

Информация о том, что Россия потребовала экстрадиции Адамова, стала достоянием гласности лишь после того, как Федеральное управление юстиции Швейцарии вчера опубликовало официальную реакцию на этот запрос. Там, в частности, утверждается, что в Берне пока не определились с тем, куда именно -- в США или Россию -- будет выслан Адамов. Швейцарцы заявили, что при выборе страны экстрадиции будут учитываться характер и место правонарушения, гражданство подозреваемого, дата поступления запроса о выдаче. По крайней мере по последнему пункту Москва опередила Питсбург: несмотря на то что именно американцы инициировали арест Адамова, формального запроса об экстрадиции из Америки еще не поступило.

Отметим также, что подобное развитие событий несколько дней назад предсказывал зампред думского комитета по безопасности Виктор Илюхин. Он говорил, что «для легального разрешения данной конфликтной ситуации» нужно возбудить против Адамова уголовное дело и потребовать его депортации в Россию. Правда, швейцарской юстиции будет трудновато поверить в готовность России судить Адамова после того, как в 2001 году та же Генпрокуратура отказалась возбуждать дело против главы Минатома, не найдя в его деятельности ничего противозаконного.

Екатерина БУТОРИНА, Владимир ДЗАГУТО
//  читайте тему  //  Дело Евгения Адамова