Время новостей
     N°87, 20 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2005
Военно-гражданское перемирие
Межпромбанк и группа ИСТ договорились о сотрудничестве
Собственники двух основных оборонных судостроительных предприятий России -- Балтийского завода и «Северной верфи» (оба находятся в Петербурге) близки к тому, чтобы окончательно покончить как с корпоративными войнами, так и с ненужной конкуренцией на внутреннем и мировом рынке. Они обсуждают принципиальную возможность передачи управления верфями в руки единой управляющей компании, которая будет принадлежать Объединенной промышленной корпорации (ОПК, структура Межпромбанка, владеет «Северной верфью») и холдингу ИСТ (контрольный акционер Балтийского завода). Если план удастся, то в России появится новая бизнес-структура с пакетом судостроительных заказов под 3 млрд долларов.

Именно эта сумма последние годы была причиной, по которой верфи ожесточенно конкурировали между собой, причем по ходу противоборства использовались и недружественные скупки конкурентов, и различные судебные процессы, и громкие взаимные разоблачения, и многие другие средства из арсенала корпоративных войн. И вот вчера гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский сообщил, что ИСТ и ОПК начали переговоры о совместном управлении своими судостроительными активами. «Конечная цель -- создать управляющую компанию, которая будет руководить обоими заводами, а акционеры будут делить прибыль пропорционально своим долям в ней», -- сказал топ-менеджер.

Инициатором управленческой интеграции двух крупнейших верфей («Северная верфь» строит эсминцы для Китая, корветы для ВМС России и рассчитывает получить заказ на строительство фрегата для российского флота, а Балтзавод -- поставщик фрегатов в Индию, сухогрузов в Скандинавию и ледоколов для «Росморпорта») стал ИСТ. По словам г-на Шуляковского, этот холдинг представил ОПК перечень вопросов, которые необходимо обсудить перед созданием единого управляющего органа. В частности, нужно провести аудит обеих предприятий и раскрыть всю информацию для обоих партнеров. «Им вроде и хочется... но пока все это продвигается медленно», -- сказал Шуляковский. Соотношение долей в управляющей компании пока не обсуждалось -- это может быть как пропорциональное разделение, так и иные варианты. Точку зрения ОПК на эту инициативу выяснить не удалось.

Балтийский завод уже предпринимает действия для реализации этого плана. 24 июня состоится годовое собрание акционеров верфи, которое в числе прочего должно принять поправку в устав, позволяющую передать полномочия единоличного управляющего органа специальной компании. Впрочем, один шаг к союзу былые соперники сделали еще полтора месяца назад, договорившись о разделе рынка, по которому Балтийский завод на пять лет обязался уйти с рынка боевых кораблей и поставлять на «Северную верфь» все необходимые ей комплектующие. В свою очередь верфь согласилась не «лезть» на рынок гражданских судов, так как Балтийский завод любезно уступил ей право построить фрегат для ВМС России, оцениваемый примерно в 400 млн долл. (сейчас проводится соответствующий тендер).

Но еще несколько лет назад у конкурентов хватало взаимных обид. В 2001 году «Северная верфь» перетянула у Балтзавода заказ на серию корветов для ВМС России, а годом позже буквально из-под носа конкурента увела заказ Китая на два ультрасовременных эсминца проекта 956Э на 1,5 млрд долл. В ответ структура ИСТа скупила 18-процентный пакет акций «Северной верфи» и приступила к штурму ее совета директоров. Затем, случайно или нет, прокуратура Петербурга и Минфин обнаружили, что «Северная верфь» должна государству 603 млн долл., и когда суд первой инстанции удовлетворил соответствующий иск, над верфью нависла угроза банкротства. Мировое соглашение было подписано лишь тогда, когда контроль над верфью перешел от холдинга «Новые программы и концепции» к Межпромбанку. А летом 2003 года «Северная верфь» обвинила Балтийский завод в отказе поставлять ей котлы для китайских эсминцев, поставив тем самым под угрозу выполнение контракта. Как сказал вчера г-н Шуляковский, совместное управление как раз и необходимо для того, чтобы предотвращать подобные скандалы и действовать на рынке сообща.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург