Время новостей
     N°87, 20 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.05.2005
«Украине и России нужно переступить через взаимные упреки и мелочность»
На следующей неделе в Москву приезжает министр транспорта Украины Евгений ЧЕРВОНЕНКО. Накануне президентских выборов в конце прошлого года именно он вывез Виктора Ющенко на лечение в Вену после предполагаемого отравления, обеспечил его охрану в сложный период политического соперничества. Сегодня г-ну Червоненко доверена одна из самых проблемных отраслей украинской экономики. В интервью «Времени новостей» министр рассказал о российско-украинском сотрудничестве и своих планах на ближайшее будущее.

-- Какие вопросы будут обсуждаться во время вашего визита в Москву?

-- Я хотел бы договориться в Москве, чтобы Украина и Россия выступили с единой позицией на конференции министров транспорта стран Евросоюза по грузовым и железнодорожным перевозкам. В рамках возрождения Шелкового пути -- перевозки грузов от российского Дальнего Востока и Китая через Украину до ЕС -- необходимо добиться унификации транзитных тарифов. Пока с министром транспорта России г-ном Левитиным мы согласовываем единые сквозные тарифы для железных дорог двух стран и украинских портов.

Маршрутов транзита будет несколько. К примеру, благодаря железной дороге мы обгоним «водный» транзит грузов. Морская перевозка контейнеров от Владивостока до Будапешта занимает 40 дней, а железнодорожная -- 14. Когда Украина и РФ двинут по этим маршрутам громадный грузовой поток, то получат миллиардные прибыли.

-- Какие российско-украинские транспортные проекты уже запущены? Чего ожидать в перспективе?

-- Уже месяц работает переправа Крым -- Кавказ, которую при президенте Леониде Кучме так и не смогли «запустить». 1 августа президенты двух стран откроют скоростной поезд Киев--Москва, который вместо 18 часов будет идти девять.

Мы пригласили русских вместе работать по 7-му коридору -- от Дуная вверх до Рейна, где грузопотоки оцениваются в 100 млрд долл. в год. Россияне разгружаются в нашем порту «Рени» под Одессой. Идет работа над проектом громадного глубоководного порта (в настоящее время эксперты изучают возможные места для его постройки) на Черном море, где помимо российского будет представлен западный капитал. Это позволит избежать монополизации.

Украина приветствует присутствие россиян в транспортном машиностроении: для луганских тепловозов рынок сбыта -- в России. Нам стоило бы объединиться, чтобы выйти на рынки Африки, Ирана, Ирака. Ведь заработать миллион в кооперации легче, чем в драке и конкуренции друг с другом вырвать по 100 тыс. долларов.

-- Каковы перспективы совместного использования Керчь-Еникальского канала в Керченском проливе? Россияне считали несправедливым, что украинцы требуют деньги за проход по этому каналу.

-- Этот вопрос почему-то больше волнует политиков, которые в транспортных вопросах разбираются не больше, чем бараны в апельсинах. В повестке переговоров министров транспорта двух стран этот вопрос не стоит. Де-юре все осталось по-прежнему -- Украина собственник канала. На сегодня у россиян есть задолженность за пользование им. Я не согласен с тем, что российские суда не должны платить, ведь украинские платят на общих основаниях. Кстати, Россия не делает скидок для Украины: во всех соглашениях обещан паритет без ограничений, однако украинские корабли наравне с кораблями третьих стран получают специальное разрешение для прохода во внутренние воды России. Если мы хотим нарастить объемы перевозок, нам нужно переступить через взаимные упреки и мелочность. Политика неуважения и запретов приведет только к взаимным убыткам.

-- Вы подчеркивали, что являетесь человеком президента в правительстве. Означает ли это, что вы не являетесь союзником премьера Юлии Тимошенко?

-- Я ее подчиненный, мы в единой команде, поэтому найдем общий язык. Тот факт, что я до сих пор не могу назначить двух замов, которые будут одновременно возглавлять большие государственные монополии в транспортной сфере, я приписываю не высшему руководству, а саботажу аппарата. Важные бумаги «застревают» в кабмине. С другой стороны, факты говорят, что социалисты и «Батькивщина» (партия премьера Юлии Тимошенко. -- Ред.), несмотря на декларации, пытаются играть свою игру. Но мы пришли к власти как единая команда президента Виктора Ющенко, за которого голосовал народ. Этой линии и должны придерживаться.

-- На Украине начался «бензиновый кризис», и в некоторых СМИ появилась информация, что ряд железнодорожных станций отказывался принимать российское горючее. Причастны ли вы к подобным распоряжениям?

-- Такие инсинуации на мой счет в СМИ я расцениваю как попытки поставить мне подножку. Подобные гипотезы не имеют никакого отношения к реальности.

-- Какие у вас отношения с украинскими олигархами? С вашей подачи на Украине в этом году были почти вдвое увеличены тарифы на железнодорожные перевозки. В знак протеста якобы должен был состояться съезд металлургов, который премьер Тимошенко назвала «бунтом олигархов».

-- Я не отношусь к числу революционеров. Судя по документам, которые я видел, съезд не представлял собой ничего особенного. Я посадил олигархов за стол переговоров, поскольку авторитарные решения и запугивание хороши только при социализме. Были все крупнейшие группы, которые держат 60% железнодорожных перевозок. Это «СКМ», группы «Приват» и «Запорожсталь», «Союз», завод Ильича. Я сказал: «Я ваш слуга. Моя цель -- сделать равные правила для всех, чтоб вы не платили взяток. Вы, миллиардеры, унижаете себя, когда какому-то недоразвитому клерку деньги носите чемоданами. Дороги в жутком состоянии. Поделитесь прибылями, поддержите страну». Компромисс был достигнут. Люди-то они здравомыслящие.

С другой стороны, работа Червоненко многим мешает. Через несколько месяцев будут обнародованы результаты аудита минтранса в период руководства покойного г-на Кирпы (покончил с собой несколько месяцев назад при загадочных обстоятельствах. -- Ред.). Растрата бюджетных средств приближается к 1 млрд долл. К незаконному переделу средств причастно руководство многих частных компаний. Для меня как менеджера важно выяснить, в каком состоянии предприятия минтранса. Ничего личного ни к кому у меня нет.

-- Накануне вашей поездки в Москву депутат российской Госдумы Алексей Митрофанов заявил, что у него есть пленка с записью передачи вам взятки в несколько миллионов долларов. Как вы оцениваете это заявление?

-- Упреки в адрес Червоненко напоминают старый еврейский анекдот. «Рабинович, ваша дочь -- гулящая девка». -- «У меня сыновья». -- «А кого это волнует?» Меня бесит одно: из-за мифов таких политиков, как Митрофанов, российско-украинские отношения топчутся на месте. Никакой пленки, о которой говорит этот политик, нет и быть не может. Я живу под телекамерами. Еще пару месяцев назад я публично заявил, что в рамках спецоперации мы задержали людей, которые пытались дать мне взятку.

Заявление Митрофанова имеет другой подтекст. Кое-кого раздражает сближение России и Украины. Это эмоциональная реакция, что-то вроде синдрома боязни «оранжевой революции». Однако я уверен, что интеграцию транспортных систем, упрощение транзита грузов, ликвидацию коррупционных схем уже не остановить. И я горжусь тем, что Ющенко и Путин позволили нам выйти за рамки политического непонимания.

Беседовала Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев
//  читайте тему  //  Ситуация на Украине