Время новостей
     N°86, 19 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.05.2005
Юрий Титов: Шансы Москвы очень высоки
В конце мая в венгерском городе Дебрецен стартует личный чемпионат Европы по спортивной гимнастике. Этот турнир станет своеобразным дебютом для нового президента Федерации спортивной гимнастики России Юрия Титова, который несколько месяцев назад сменил на этом посту предшественника Леонида Аркаева. Но не только подготовка российской сборной к европейскому первенству стала темой беседы корреспондента «Времени новостей» Ольги ЕРМОЛИНОЙ с олимпийским чемпионом 1956 года Юрием ТИТОВЫМ. На протяжении 20 лет, с 1976 по 1996 год, Титов возглавлял Международную федерацию гимнастики (ФИЖ) и в составе комиссии Международного олимпийского комитета (МОК) побывал более чем в десяти городах, которые претендовали на то, чтобы принять Олимпийские игры.

-- Что вами сделано за несколько месяцев на посту руководителя нашей гимнастики?

-- Начали мы с просмотра кадров. На мартовском чемпионате России в Москве проанализировали составы женской и мужской сборных, а в конце апреля в Брянске провели крупный турнир с участием спортсменов специализированных детско-юношеских школ. Допустили на него практически всех, без возрастных ограничений. И в результате получили более-менее полную картину того, чем мы располагаем, каковы наши ближайшие и дальние резервы. Вывод таков: работы предстоит очень много.

Если говорить конкретнее, то в женской гимнастике, выражаясь языком игровиков, скамейка запасных отсутствует. По этой причине мы вынуждены были отказаться от участия в Универсиаде. В стане мужчин ситуация несколько иная, но не внушающая оптимизма. Налицо отставание от лидеров, более внушительное, чем в женской гимнастике. Подтверждением тому результаты последних Олимпийских игр, да и все четыре года до Афин наши мужчины выступали плохо. К тому же сборную покинули лидеры -- Светлана Хоркина и Алексей Немов. Хоркина ждет ребенка. Торжественные проводы Немова состоятся на днях во время торжества по поводу вручения национальной спортивной премии «Слава».

-- В чем причина того, что внешне благополучный вид спорта фактически оказался у разбитого корыта?

-- Объективные причины лежат на поверхности. Перемены в стране, которые можно назвать одним словом «перестройка», негативно сказались на спорте. К субъективным я бы отнес потерю системы в работе. К примеру, отсутствие тесных контактов со спортивными центрами, личными тренерами спортсменов. Не было и четкого стратегического плана на перспективу. Все это надо восстанавливать и менять. Поэтому мы и проделали такой масштабный объем работы. Отобрали совсем молодых перспективных ребят. При подготовке планируем больше внимания уделять вспомогательным дисциплинам -- батутной работе, акробатике, хореографии. Снова возвращаемся к тому, что было ранее. Например, в ранних возрастах будем практиковать упражнения под музыку, даже у мальчиков, чтобы развивать и корректировать пластику и ритмику.

Однако мы вовсе не сторонники разрушительной идеи -- «до основанья, а затем». Опыт показывает и жизнь подсказывает, что ничего разрушать не следует, надо только добавлять и постепенно менять. Наверное, поэтому наша команда тренеров и болельщиков за российскую гимнастику в широком смысле слова выбрали девиз, состоящий всего из трех слов: профессионализм, справедливость и гласность.

-- Много нареканий высказывалось по поводу тренировочной базы «Озеро Круглое», где гимнасты сборной практически живут годами. Как обстоят там дела сейчас?

-- Действительно база на «Круглом» находится в плачевном состоянии. В последнее время она больше напоминала проходной двор, нежели тренировочный центр сборной. В итоге имели место даже вопиющие факты: местные авторитеты решили там выяснить отношения между собой. В сауну пускали всех желающих, прикрываясь якобы коммерческими интересами во благо спортсменов. Словом, порядка не было. Отремонтировали только мужской гимнастический зал. Ремонт женского запланировано осуществить в феврале 2006 года. Примерно в эти же сроки начнется строительство новой гостиницы для спортсменов. Такое решение уже принято совместно руководителем Федерального агентства по спорту Вячеславом Фетисовым, губернатором Московской области Борисом Громовым и администрацией Дмитровского района.

-- Дебютным турниром для вашей команды станет предстоящий чемпионат Европы. Главный тренер сборной Андрей Родионенко еще в начале года высказался в том смысле, что пока медали для наших гимнастов не самоцель, главное -- наладить систему в работе. Тем не менее вы на что-то рассчитываете?

-- Уверен, медали будут. Только не знаю, какого достоинства. Причины для такого заявления имеют под собой основу. Если наша молодая гимнастка Юлия Ложечко завоевала на Кубке мира «серебро», победив сильных румынок, то и в Венгрии мы вправе рассчитывать на нее. Состав сборной, которая поедет в Дебрецен, уже определен. Помимо Ложечко, в команде: Анна Павлова, Елена Замолодчикова, Алена Змеу, Лейла Груздева, Сергей Хорохордин, Николай Крюков, Александр Сафошкин, Андрей Лиховицкий, Анатолий Васильев, Антон Голоцуцков, Максим Девятовский.

-- Олимпийский скандал с судейством Алексея Немова показал, что России надо вводить больше представителей в международные спортивные организации. В этом направлении предпринимаются какие-то шаги?

-- Для справки скажу, что после случая с Немовым президент МОК Жак Рогге настоял на пересмотре правил судейства в спортивной гимнастике. И в этом плане работа началась. Сейчас в Международной федерации гимнастики (ФИЖ) -- два представителя России: Леонид Аркаев и Любовь Бурда. Она стала вице-президентом женского техкома. В скором времени состоятся перевыборы в Европейской федерации гимнастики (УЕЖ). Мы будем предлагать российских представителей во все комитеты. Кроме того, Светлана Хоркина вошла в состав комиссии спортсменов МОК. Ее предложения, в частности, об участии членов комиссии спортсменов в работе техкомов и в чемпионатах мира были поддержаны и документально закреплены.

-- В свое время в составе оценочной комиссии МОК вы побывали во многих городах. Что больше всего запомнилось?

-- Все поездки запомнились. В разные годы я побывал более чем в десяти городах-кандидатах, борющихся за право стать столицами Олимпийских игр. К примеру, в Пекине меня потрясли по тем временам суперсовременные многоэтажные гостиницы. Но картина полностью менялась, когда мы входили в холл. Никакого модерна -- древний Китай. Это удивительное сочетание потрясало и настраивало на философский лад.

Или в Париже, кажется, в году 97-м нас посадили в маленький экскурсионный вертолет, чтобы осмотреть город сверху. Вместо пола -- стекло, и кроме крыш домов и собственных ботинок ничего не видишь. До сих пор вспоминаю те ощущения. К тому же в тот день нас сильно трясло. Тем не менее тот полет изменил мое представление о городе. Раньше мне казалось, что Париж -- это место, где яблоку негде упасть. А оказалось, что там очень много зеленых площадок, где можно было проводить открытые соревнования, к примеру, конные. Кстати, тогдашний замысел организаторов был в чем-то созвучен с нашим сегодняшним. Парижане также располагали практически все спортивные объекты вдоль Сены.

Основной задачей членов нашей комиссии было сличить то, что было написано в заявочной книге кандидатов, с тем, что существовало в реальности. Иными словами, нам надо было выявить несоответствия или недостатки. Но по большому счету, как правило, все города, которые хотели получить Олимпиаду, были готовы довольно хорошо.

-- На вашей памяти были случаи, когда город-кандидат, явно уступавший остальным, затем побеждал на выборах?

-- Афины -- свежий пример. Да и в дальнейшем проведение Олимпиады в греческой столице вообще было чуть ли не под вопросом. Город испытывал большие проблемы с завершением строительства спортивных объектов и с транспортом, но это не помешало Афинам организовать одни из лучших Игр последних лет.

Но были и обратные примеры. Например, отдавая предпочтение Лос-Анджелесу и Атланте, поначалу мало кто сомневался, что организаторы все сделают по высшему разряду. Однако в Атланте сразу появились сложности с водителями автобусов, доставлявших спортсменов на олимпийские арены. Многие из этих волонтеров даже не знали маршрутов, и потому были случаи, когда спортсмены опаздывали к началу соревнований. Или в 84-м в Лос-Анджелесе я, к удивлению, обнаружил, что тренировочный зал для гимнастов и тот, где им предстоит выступать, разделяет улица. То есть фактически спортсменам пришлось бы выходить на старт, пробираясь через толпу болельщиков и зрителей. Ситуацию нужно было менять. В итоге наспех соорудили мост для спортсменов, который в шутку потом называли моим именем.

-- Понятно, что члены оценочной комиссии должны быть беспристрастны. Но был город-кандидат, который вызывал у вас симпатии?

-- Да, Кейптаун. И даже в то время, возможно, вопреки существующим правилам я открыто призывал голосовать за него, поскольку считал, что Игры в Южной Африке дадут мощный толчок для развития спорта на континенте. Откровенно говоря, я до сих пор испытываю чувство неудовлетворенности, что Олимпиада так и не состоялась в этой части света. Сейчас организовать ее будет более проблематично, поскольку таких площадок, которые предлагались тогда под спортивные объекты, осталось уже не так много. Да и время упущено.

-- А как вы оцениваете шансы Москвы на предстоящих выборах?

-- Очень высоко. У нас множество спортивных объектов, которые уже функционируют. Нет сомнения в том, что будут построены новые. Плюс поддержка на всех уровнях. О мэре Москвы Юрии Лужкове даже не надо говорить. Он на деле доказал, что Москве по силам принять такие масштабные Игры. Пример тому -- Всемирные юношеские игры. Но даже если Москва не выиграет с первого раза, как это случается нередко, расстраиваться не стоит. Самое главное, что сама идея проведения Олимпиады в Москве нашла поддержку на всех уровнях, в том числе и у простых граждан страны.

Беседовала Ольга ЕРМОЛИНА