Время новостей
     N°85, 18 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2005
Движение наших
Сначала цитата из одной российской интернет-газеты: "Отвечая на вопросы о политической ориентации движения "Наши", его лидер Василий Якеменко заявил, что "Наши" считают своими противниками фашистов и им сочувствующих. К последним он отнес и лидеров демократического движения. "Рыжков, Хакамада, Каспаров, безусловно, сочувствуют фашистам", -- заявил лидер "Наших". Впервые о новом молодежном движении под названием "Наши" стало известно в феврале 2005 года, когда газета "Коммерсант" сообщила, что высокопоставленный представитель кремлевской администрации встретился в Питере на частной квартире с группой молодежи, которой пообещал создать на базе движения новую политическую силу, которая к 2008 году, возможно, станет новой партией власти..."

...Ну вот, свершилось! Наконец-то в России найден продолжатель дела Ленинского комсомола!! А то молодежь совсем дезорганизовалась без организующей роли сверху. Совсем, как говорится, строевой шаг сбила. И при равнении на грудь четвертого человека на дискотеке и в ночном клубе не делает правое ухо выше левого, как положено по уставу.

Не будем углубляться в детали идеологии. Остановимся всего лишь на названии нового, как оно себя называет, движения. Всего лишь на лингвистике. Которая сама по себе интригует. Особенно памятуя, что в начале всего на свете -- и сущего и вездесущего -- было слово.

Что означает слово наши, сказанное само по себе? Когда говорят наши поля, подразумевается, что поля принадлежат нам. Но кому именно нам? Понятно кому. Тем, кого объединяет местоимение мы. То же с идеями, любовницами, зубными щетками и вообще всем на свете. Когда представители компетентных в советских гражданах органов называли тех, кто с ними сотрудничал или составлял тело их высокоуважаемой организации, наши люди -- они знали что говорили. Они имели в виду, что они, эти люди, принадлежат им. Им коллективно. Ну а что же может означать слово наши, сказанное само по себе, без каких либо других слов, в названии партии или движения? Что означает оно в переводе с их внутреннего языка на тот русский язык, на котором говорят все остальные? Без сомнения, оно подразумевает, что нашими являются члены организации. Но чьими именно нашими? Или какими именно нашими? Прекрасный вопрос, на который есть три ответа.

Первый -- что слово наши было впервые произнесено кем-то внешним по отношению к движению «Наши». Тем или теми, кому это новое молодежное движение принадлежит и кто создал его для своих целей. В этой интерпретации организация «Наши» (отвечающая на вопрос "чьи?") структурно эквивалентна ВЛКСМ как младший брат партии коммунистов, или (не имея в виду содержание или, упаси боже, политику, а исключительно лигнвистически) гитлерюгенд -- в последнем случае даже не требуется уточнения, чьими именно являлись члены этой молодежной организации, почившей в бозе. Чей югенд? Гитлер-югенд. Коротко и ясно. Поэтому нельзя не отдать должное лингвистической интуиции создателей самого прогрессивного молодежного движения третьего тысячелетия. Наши -- и все.

Второй ответ: нашими являются члены организации «Наши» для коллективного себя. То есть что они говорят о себе: мы -- наши. Не в смысле чьи, а в смысле какие. Что ж, прекрасно. За исключением одного. Сказать я мой, я наш или мы наши -- это разрушение всех представлений о личности, стирание грани между я и мы, я и не я. Смешение личного и притяжательного местоимений порождает странный мир, отличный от существующего. Это иная вселенная. В которой он может стать тобой, мы -- ею, а ты -- нами. Я наш -- это коан, перед которым хлопок одной ладонью бледнеет.

И наконец, третий смысл: слово наши как название молодежного движения "Наши" обозначает всех, кто является нашим. В каком отношении нашим? Любящим Родину? Ненавидящим всех врагов правительства -- без различения правых и левых? Равняющимся на командира, при повороте головы делающим правое ухо выше левого? Все это частности. Главное, что мы -- наши. Кто наши? Мы. Кто мы? Наши. Не то шутка, не то паранойя, не то сказка про белого бычка, не то основание новой религии, не то находка для Марка Твена, не то голос из палаты буйнопомешанных.

Есть у местоимения наши и другая сторона. Как только кто-то сказал, что есть наши, тем самым он заявил, что есть и не наши. Возникает бинарный мир, разделенный на два лагеря. Но по какому принципу? Не сказано. Точь-в-точь как во время пионерской присяги: -- К борьбе за дело Ленина будьте готовы! -- Всегда готовы!

К чему именно готовы? А ко всему. Главное не готовность, а изъявление готовности, как проницательно -- и пророчески! -- отметил полтора века назад Салтыков- Щедрин. Назвать себя движением «Наши» -- это еще почище, чем назвать себя партией власти. Которая поддерживает власть, не уточняя, на каких принципах стоящую. Так там хоть поддержка любой власти, какая бы она ни была и что бы ни приказала, -- принцип. Чего изволите -- принцип. А тут даже принцип не уточняется. Наши -- и все. А коли не с нашими -- значит, не наш. А как поступать с не нашими, не нас учить, сами кого хошь научим. Конгениально, ребята. Вперед к горизонту ша-а-агом ма-а-арш!

Надо заметить, что те, кому за тридцать сегодня, прекрасно знали, что значит быть не нашим. Они жили в мире, поделенном на друзей и врагов. А нынешняя молодежь цветная. Она не делит людей на не наших и наших. Она многомерна. Но вот, похоже, час пробил. Час Ч. На всю эту многомерность, на все эти хахоньки и отсутствие бдительности, как говорил начальник отдела кадров места, где я когда-то работал, "пришла пора положить конец". Теперь всю страну опять пробуют сделать бинарной, вроде химического оружия. И тех, кто тусуется в барах и на дискотеках, и тех, кто учит экономику и юриспруденцию, и тех, кто работает за границей и даже просто туда, где наших мало, в отпуск свободно подышать ездит. Поздравляю, ребята. Прогресс от неандертальцев к гуннам налицо. Разбились на взводы -- и, чеканя шаг, смыкая брови и единообразя физии, вперед в новое тысячелетие.

Читая сообщения о создании нового движения молодежи и вглядываясь в название его, как в коан или стакан без дна, и снимая с него слой за слоем, как с луковицы при приготовлении шашлыка, я вдруг понял глубинный смысл всем известных слов великого поэта: "Здравствуй, племя, младое, незнакомое, не я увижу твой могучий поздний возраст". В этом двустишье может скрываться не только сожаление (о том, что не увидит поэт могучий поздний возраст нового поколения). Но и радость по поводу того, что могучий поздний возраст этого младого незнакомого племени поэт -- как он надеется -- не увидит!

В начале было слово -- бесстрастно констатировал евангелист. Было, есть и будет -- добавлю я. Что ж, посмотрим, как далеко заведет и куда приведет российскую молодежь первослово из четырех букв. Тем более что на Руси слово и дело неразлейвода. Так ведь в старину и кричали: слово и дело. Кое незамедлительно воспоследовало.

Андрей БЕЛОСЕЛЬСКИЙ