Время новостей
     N°85, 18 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.05.2005
"Эстонцы готовы подписать договор без сюрпризов"
Сегодня в Москву для подписания договора о границе с Россией приезжает министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт. О том, почему урегулирование наших границ со странами Балтии столь затянулось, спецкору «Времени новостей» Катерине ЛАБЕЦКОЙ объясняет курирующий европейское направление заместитель главы МИД России Владимир ЧИЖОВ.

-- Все договоры, касающиеся линии границы с нашими балтийскими соседями, готовы. Это результат давно законченных переговоров. С Литвой и Эстонией их по два, поскольку разграничивается не только сухопутное, но и морское пространство. С Литвой -- в районе Калининграда, с Эстонией -- в Нарвском и Финском заливах. С Латвией договор один -- сухопутный. Работа над договорами с Латвией и Эстонией была закончена в 1997--1999 годах: их завизировали главы делегаций.

Договоры с Литвой подписаны в 1997 году, ратифицированы обеими сторонами в 2003 году и вступили в силу. Это связано с тем, что в наших отношениях с Литвой в отличие от Латвии и Эстонии отсутствует проблема обеспечения прав русскоязычного населения. Литва -- единственная из трех стран Балтии, которая в момент обретения независимости приняла «нулевой вариант», автоматически предоставив всем постоянным жителям страны литовское гражданство. Факты дискриминации русскоязычных граждан в Литве нам известны, но это бытовой уровень в отличие от происходящего в Латвии и Эстонии.

-- Но ведь пограничное урегулирование -- это не только подписание договора?

-- Процесс оформления границ проходит две фазы -- делимитацию (определение границы на карте. -- Ред.) и демаркацию (определение границы на местности. -- Ред.). Сейчас Россия и Литва создают Совместную двустороннюю комиссию по демаркации. Демаркация границы потребует года два.

-- Разве с момента распада СССР границы России не демаркировались?

-- В начале 1990-х годов Россия демаркировала их как бы в одностороннем порядке, при непротивлении сопредельных государств. Режим границы установлен и нормально работает, погранвласти сотрудничают. Но мы заинтересованы в том, чтобы завершить эту работу со всеми нашими соседями.

-- А на наши границы с бывшими республиками СССР распространяется принцип Хельсинкского заключительного акта о нерушимости границ?

-- Конечно. Ведь все постсоветские республики, включая страны Балтии, подписали все документы ОБСЕ, включая заключительный акт.

-- Зачем тогда нужна делимитация наших границ?

-- Делимитация в известном смысле практическая реализация принципа нерушимости границ. Она допускает, в частности, взаимную микрокорректировку границы на карте специального масштаба. Там подробно прописывается прохождение границы. Раньше такой карты у нас не было.

-- Почему сорвалось подписание пограничных договоров с Латвией и Эстонией, планировавшееся в преддверии московского саммита Россия--Евросоюз 10 мая?

-- Президент Эстонии Арнольд Рюйтель и президент Литвы Валдас Адамкус решили не приезжать в Москву на празднование 60-летия Победы. Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга в Москву приехала, но, как выяснилось, в ее конституционные полномочия подписание пограндоговора не входит. В Латвии, как и в других европейских странах, где глава государства выбирается непрямым голосованием, эти полномочия невелики. Поэтому подписать договор может либо премьер, либо глава МИД Латвии.

Мы были готовы подписать договор на уровне министров иностранных дел вместе с принятием политической декларации, как это было в 1997 году с Литвой. Декларация закрепляла бы принципы наших отношений, что потом облегчило бы нам ратификацию договора. Но Рига не захотела связывать договор с декларацией. Мы пошли и на это. Но тут в Риге появилась одобренная кабинетом министров односторонняя «разъясняющая» декларация, фактически лишившая смысла сам пограндоговор. По этой декларации граница становится временной демаркационной линией, а подписание договора никоим образом не касается прав латвийской стороны (по Рижскому договору 1920 года) на Пыталовский район Псковской области, именуемый латышами уездом Абрене. Он входил в состав Латвии с 1920 по 1940 год. Сейм Латвии 21 апреля сего года счел такой подход «не территориальной претензией, а желанием получить обратно то, что нам принадлежит по праву». Этот документ также прямо намекает, что, подписав пограндоговор, латвийская сторона не откажется от выдвижения материальных претензий к России.

-- Зачем же нам такой договор?

-- Вот и мы с немалым сожалением пришли к такому же выводу.

-- Подпишут ли пограничный договор эстонцы?

-- Они просигналили о готовности подписать его без сюрпризов. Подписание договора 9--10 мая не состоялось, поскольку эстонцы на День Победы не приехали. Но уже согласован день, удобный для обоих министров иностранных дел, -- 18 мая. В этот день мы и ждем в Москву главу МИД Эстонии Урмаса Паэта.

-- Все ли готово к подписанию?

-- Финальным этапом внутригосударственной процедуры стало утверждение этих документов 12 мая правительством России. После подписания сухопутного и морского договоров с Эстонией предстоит их ратификация. После вступления договоров в силу будет создана демаркационная комиссия.

-- Предъявляются ли особые требования к оформлению границ с учетом членства стран Балтии в Евросоюзе с весны прошлого года?

-- Технический прогресс предполагает нововведения на границах -- эпоха Мухтаров с Джульбарсами уходит в прошлое. И это одно из направлений нашего сотрудничества с Евросоюзом.

-- Оно упростит наши проблемы с калининградским транзитом?

-- Конечно. Например, 1 мая 2004 года, когда Литва вступила в ЕС, выяснилось, что из ее шести железнодорожных пунктов пропуска только один оборудован для фитосанитарного контроля. Все грузы, ему подлежащие, застревали в этом бутылочном горлышке. А ведь номенклатура таких товаров по требованиям ЕС сразу увеличилась втрое. Отсюда заторы, простой вагонов, штрафы, дополнительные затраты. Сейчас эта проблема решается. Но есть и регламент Евросоюза о выборочном контроле грузов лесной промышленности. Если на российско-финляндской границе контролируется 1--3% таких грузов, то на калининградском участке -- 70%. А каждый досмотр -- это соответствующая плата, простои вагонов и т.д.

-- Проблемы у нас только с грузовым транзитом?

-- Пассажирский транзит пока работает. Но мы смотрим вперед. Главное, чтобы режим транзита для наших граждан не ухудшился при вхождении Литвы в шенгенскую зону.

Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ
//  читайте тему  //  Россия и Прибалтика