Время новостей
     N°81, 13 мая 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.05.2005
Черные дни Паоло Беттини
У чемпиона Афин отняли победу и розовую майку лидера «Джиро»
После пяти дней путешествия по равнине вчера пелотон второй по престижности многодневной велогонки «Джиро д'Италия» наконец-то заехал в горы, покорив отметку на высоте 1564 м. Дистанцию самого длинного этапа (223 км) раньше всех завершил итальянец Данило Ди Лука, защищающий цвета команды «Ликуигас-Бьянчи». Получив 20 секунд бонуса, он стал первым в генеральной классификации и лишь на секунду опережает прежнего лидера, своего соотечественника Паоло Беттини.

Накануне на четвертом этапе события разворачивались драматическим образом. Беттини на всех парах мчался к финишу, чуть опережая австралийца Бадена Кука. Когда итальянец сместился влево, к самому краю полотна дороги, преследовавший его гонщик с Зеленого континента наехал на рекламный щит, не удержался в седле и на огромной скорости рухнул на асфальт. Спустя 20 минут по окончании гонки олимпийский чемпион Афин Беттини был лишен звания победителя и классифицирован на четвертой позиции. На подиум же поднялся никому не известный итальянец Лука Маццанти, впервые выигравший на гонке такого уровня. Кук, финишировавший пешком, в итоговом протоколе этапа значится на последней, 191-й строчке, но для общего зачета ему засчитано такое же время, как и у Маццанти. «Я не понимаю, в чем я виноват, -- сказал Беттини. -- Физического контакта между мной и Куком не было, после инцидента я пытался выяснить у него, в чем проблема, но австралиец не пожелал со мной разговаривать».

В пелотоне 88-й по счету «Джиро», ведущей свою историю с 1909 года, -- 22 команды, в каждой из которых по девять велосипедистов. 20 велогрупп имеют лицензии «Про Тура», и их участие в подобных гонках является обязательным. Специальное приглашение организаторов («уайлд кард») получили интернациональная «Колумбия-Селле Италия» и местная команда второго эшелона «Панария-Навигаре». Первую кадровую потерю «Джиро» понесла еще до своего начала. Анализ крови португальца Нуно Рибейро из «Либерти Сегурос» показал повышенный гематокрит (отношение суммарного объема эритроцитов к объему кровяной плазмы), и к старту его не допустили.

За первые пять дней гонки шести спортсменам не удалось добраться до финишной черты. Настоящая трагедия произошла с Альберто Лопесом Де Мунайном из басконской команды «Эускалтел-Эускади». В совершенно безобидной ситуации на равнинном участке третьего этапа он задел колесом впереди идущего гонщика, потерял равновесие и упал, ударившись головой о железное ограждение шоссе. Испанец безжизненно лежал на шоссе, и только оперативные действия медиков спасли его от печальных последствий. Благо, больница оказалась в считаных километрах от места происшествия. Врачи зафиксировали переломы в нескольких местах, с головой же Де Мунайна все в порядке -- сотрясения мозга нет. После гибели казахстанца Андрея Кивилева в 2003 году ношение шлемов стало обязательным, и сейчас как раз произошел тот самый случай, когда необходимая защита спасла испанца от смерти.

Общая протяженность «Джиро» -- 3498 км 150 м. Гонка состоит из короткого пролога и 20 этапов, причем два из них -- гонки с раздельным стартом. Первая «разделка» состоится 8 мая, и она должна внести определенную ясность в генеральную классификацию. Выходные дни запланированы на 17 и 24 мая, 27 мая пройдет вторая «разделка». Завершится «Джиро» 29 мая в Милане. Самые сложные горные этапы, где, собственно, и будет определяться победитель общего зачета, -- с 11-го по 14-й, 17-й и предпоследний. Поскольку гонка традиционно проводится под патронатом итальянского ежедневного издания La Gazzetta dello Sport, печатающегося на розовой бумаге, то лидер на каждом этапе стартует в майке этого цвета. Зеленое одеяние предусмотрено для горного короля, а малиновая форма предназначена самому активному гонщику. Он определяется по сумме очков, заработанных в зависимости от занятого места на каждом этапе, а также на промежуточных финишах, так называемых «Интерджиро». В отличие от «Тур де Франс», где на каждом этапе могут быть по 3--4 спринтерских премии, на этапах «Джиро» лишь по одной такой отметке.

Соперничество финишеров на «Джиро»-2005 приобрело особую пикантность в связи с участием немца Эрика Цабеля («Телеком»). Рекордсмен по числу побед на соревнованиях международного календаря (187) среди действующих гонщиков в профессионалах с 1993 года, он неоднократно финишировал первым и на этапах «Тур де Франс», и на «Вуэльте Испания», но на «Джиро» приехал впервые. Возможно, Цабель сможет нарушить четырехлетнюю гегемонию итальянцев в очковой классификации. В 2000 году малиновую майку увез домой россиянин Дмитрий Конышев, и с тех пор бал в спринтерском зачете правили итальянцы -- Массимо Страццер, легендарный Марио Чиполлини, только-только объявивший о завершении карьеры, Джильберто Симони и Алессандро Петакки. Причем Симони два года назад добился двойного успеха -- в общем зачете и в спринтерском.

Илья ТРИСВЯТСКИЙ