Время новостей
     N°133, 27 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2001
Окруженцы
Совет безопасности приравнял Калининградскую область к Чечне
На состоявшемся в четверг под председательством Владимира Путина заседании Совета безопасности рассматривался единственный вопрос -- сегодняшняя ситуация в Калининградской области и перспективы развития западного эксклава России. В аппарате Совбеза повестку заседания назвали «уникальной», пояснив, что отдельно взятый субъект федерации еще ни разу не становился объектом столь пристального внимания СБ России. За исключением разве что Чечни. Впрочем, «проблема Чечни» и «проблема Калининграда» лишь на первый взгляд не имеют ничего общего: по сути же, и в одном, и в другом случаях речь идет о перспективах сохранения целостности страны -- территориальной, экономической, политической и т.д.

В качестве основного докладчика на вчерашнем заседании фигурировал представитель президента в Северо-Западном федеральном округе Виктор Черкесов. Уже сам выбор докладчика опроверг упорные слухи о том, что на заседании планируется утвердить решение о выводе Калининградского эксклава из состава СЗФО с последующей его трансформацией в некий «восьмой федеральный округ». Дело ограничилось введением должности заместителя г-на Черкесова по Калининградской области. Правда, как пояснил зам. секретаря Совбеза Олег Чернов, предложения такого рода в ходе предварительных обсуждений действительно фигурировали, тем не менее в итоге идея создания «восьмого федерального» даже не была включена в подготовленные ко вчерашнему заседанию документы. Совету безопасности уже не первый раз приходится отказывать сторонникам «калининградской независимости». Еще в марте, когда Сергей Иванов в качестве секретаря СБ приезжал в эксклав, он был вынужден публично отвергать идею «восьмого федерального». По словам г-на Иванова, этот шаг был бы «нерациональным», успех же проводимых в области реформ зависит не столько от степени независимости, сколько от «наведения элементарного порядка». И хотя ныне Сергей Иванов более не является секретарем СБ, степень его влияния на российскую политику, пожалуй, только возросла. Причем в своем нынешнем качестве главы оборонного ведомства он еще больше, чем прежде, заинтересован в сохранении СЗФО в прежних границах. Ведь рубежи созданных весной прошлого года семи «надсубъектных» федеральных образований в значительной степени были увязаны именно с военной структурой России. Одним из базовых принципов проводящейся в стране военной реформы стала так называемая «территориальная оборона»: теснейшая взаимоувязка всех силовых структур государства в рамках каждого из федеральных округов.

Впрочем, кроме сугубо рациональных соображений отказ от предоставления Калининграду излишней самостоятельности связан еще и с опасениями Кремля «создать неприятный прецедент» и запустить тем самым некий «дезинтеграционный механизм». Другими словами, достаточно сделать одно-единственное исключение для эксклава, как в президентской канцелярии тут же выстроится очередь желающих добиться того же для своего региона. В профессиональном словаре госчиновников для этого существует даже специальный термин -- «правило исключения» (имеется в виду, что любое решение, принятое «в порядке исключения», в кратчайшие сроки под давлением «заинтересованных лиц» неизбежно становится правилом). При этом, по признанию Олега Чернова, определенные резоны в идее самостоятельного статуса Калининградской области «несомненно, есть». Эксклаву уже сейчас приходится постоянно сталкиваться с решением таможенных и пограничных проблем, обеспечением безопасности, вести международные переговоры -- все это превышает традиционные пределы компетенции местных администраций субъектов федерации. В ближайшие же годы ситуация станет еще сложнее: предстоящее присоединение к Евросоюзу Польши и Литвы может поставить регион на грань блокады -- транспортной, энергетической, информационной, наконец, военной (Россия сохраняет в пределах своего «западного форпоста» вполне боеспособную группировку Балтфлота). Все эти проблемы должна была снять федеральная целевая «Программа развития особой экономической зоны в Калининградской области на 1998--2005 годы», принятая постановлением правительства еще три года назад. Однако сегодня большинство из ее пунктов приходится автоматически переносить в «Программу развития... до 2010 года».



Как заявил на заседании Совбеза президент России Владимир Путин, решение проблем области необходимо искать на экономическом направлении. По оценке главы государства, по развитию экономики область находится «далеко не на первых рубежах», а уровень инвестиций в регионе «вдвое меньше, чем в среднем по стране». В области наблюдается экономический спад, причем во всех отраслях. В частности, «имея до 90 процентов мировых запасов янтаря, область даже не приблизилась к контролю за этим рынком», сказал президент. На фоне постоянного внимания центра к этому региону «кое-что меняется к лучшему, но разрыв между бюрократической суетой и реальной отдачей очень значителен», подчеркнул президент. По его словам, в настоящее время необходимо по-новому посмотреть на концепцию развития области, прежде всего с точки зрения «новых европейских реалий, новых возможностей российской экономики». «Расширение ЕС и вступление в него ближайших соседей России может сделать Калининградскую область анклавным регионом в объединенной Европе, -- сказал президент. -- Здесь есть минусы, но их можно обернуть в плюсы. Надо только заранее подумать об этом». На Калининградской области, по его мнению, «можно отработать модель взаимодействия между Россией и Европой». Отдельной темой обсуждения стала эффективность особой экономической зоны в Калининградской области. «Она дает лишь кратковременный экономический эффект, но практически не решаются задачи строительства новой экономики, -- отметил президент. -- Нам нужна отдача в стратегическом направлении».

Юрий ГОЛОТЮК