Время новостей
     N°133, 27 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2001
Курица в авоське
Российские птицеводы никак не накормят страну
Отечественный производитель мяса птицы, как ни старается, по-прежнему не может накормить потребителя. Последний же считает, что мог бы есть российского мяса побольше, если бы цены были пониже. Обещанного птицеводами притока инвестиций пока не случилось. И, естественно, в этих условиях продолжаются жаркие дискуссии о необходимости квотирования импорта.

В прошлом году, по словам главы «Росптицесоюза» Владимира Фисинина, российские птицеводы произвели 793 тыс. тонн в живом весе (на 12% больше, чем в 1999-м). По расчетам, в этом году объем производства вырастет еще на 100 тыс. тонн. Однако он не может обеспечить ни уровня потребления десятилетней давности (81 кг на душу населения), ни даже медицинской нормы (75 кг). По подсчетам Мясного союза, в прошлом году средний россиянин съел 41 кг мяса птицы.

«По нашим оценкам, -- говорит глава Мясного союза Мушег Мамиконян, -- в связи с развитием рынка мяса и мясопродуктов и изменением потребительских предпочтений потенциал российского рынка мяса птицы (количество, которое россияне готовы съесть) составляет 3 млн тонн».

Вчера исследовательское агентство РОМИР представило журналистам результаты первого крупномасштабного исследования потребления мяса птицы в России. Исследование проводилось в десяти крупных городах, были опрошены 2000 женщин 30--60 лет с доходом ниже среднего, самостоятельно принимающих решения о покупке продуктов для своей семьи.

За последние полгода потребление мяса, рыбы и птицы снизилось. 45% опрошенных РОМИР заявили, что стали покупать меньше мяса, 37% -- меньше мяса птицы, 32% -- меньше рыбы.

За прошедший месяц, по информации РОМИР, куриное мясо покупали 91% опрошенных, рыбу -- 79%, мясо -- 76%. При этом спрос на отечественные продукты из мяса птицы выше предложения. Правда, по информации РОМИР, розничные цены на мясо птицы завышены по сравнению с покупательной способностью низкодоходной (самой массовой) части населения. По словам руководителя исследования Светланы Плотниковой, наибольшей популярностью у россиян пользуются куриные окорочка. Их покупают 73% опрошенных. «Импортные куриные окорочка привлекают потребителей удобством хранения, легкостью приготовления, качеством обработки и удобными порциями», -- говорит г-жа Плотникова. Окорочка покупаются раз в две недели, причем за одну покупку опрошенные приобретают около 2 кг. Средняя цена на окорочка составляет 41,12 руб. за кг (при этом оптимальной потенциальные потребители называют цену 39,5 руб.).

Серьезную конкуренцию окорочкам, согласно исследованию, составляют целая суповая курица и бройлер отечественного производства. Их потребляют соответственно 47% и 28% опрошенных. По мнению респондентов, суповую курицу использовать выгодно и экономично, поскольку из нее можно приготовить и первые, и вторые блюда. Цыпленок-бройлер покупается в основном для приготовления вторых блюд -- жарки и запекания. Если суповую курицу опрошенные покупают так же часто, как и окорочка, то цыпленок-бройлер появляется в рационе только раз в месяц. Средняя стоимость курицы составляет 50,81 руб. за кг (оптимальная -- 46--47 руб.), бройлера -- 52,73 руб. за кг (оптимальная -- 49 руб.).

Главный вопрос, вызывающий споры производителей мяса птицы, -- нужны ли России импортные квоты? В начале апреля министр сельского хозяйства Алексей Гордеев высказался за квотирование «птичьего» импорта. Главные враги отечественного птицеводства, по его мнению, -- американские производители, на долю которых приходится до 92% российского импорта мяса птицы. С министром солидарен и Владимир Фисинин, заявивший вчера, что «только квоты, размер которых определяется состоянием внутреннего производства», способны привлечь инвестиции и вызвать бурный рост российского птицеводства.

Другая заинтересованная сторона -- Мясной союз -- придерживается прямо противоположной точки зрения. Мушег Мамиконян неоднократно заявлял, что Россия пока обойдется без квот. «Наша цель -- сокращение импорта, но нельзя повышать рентабельность российских птицефабрик за счет снижения количества животного белка в пище населения». В конце концов, считает г-н Мамиконян, «слабые фабрики должны отдать свой рынок тем, кто способен инвестировать в производство».

Союзником г-на Мамиконяна выступает глава представительства Американского совета по экспорту домашней птицы и яиц (крупнейшего поставщика мяса птицы на российский рынок) Альберт Давлеев. «В случае введения тарифных квот, -- говорит он, -- аналитики прогнозируют резкое снижение цен на мясо птицы в США, а это в комплексе с ограничением импорта неминуемо приведет к увеличению «серого» импорта и контрабандных поставок в Россию, и мы окажемся в еще более бедственном положении, чем были несколько лет назад».

Анфиса ВОРОНИНА