Время новостей
     N°74, 28 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.04.2005
Европе надоела платная Сибирь
ЕС намерен отобрать у «Аэрофлота» «транзитные» деньги
Руководство Евросоюза потребовало, чтобы Россия отказалась от взимания платы за пролет иностранных самолетов по «транссибирскому маршруту». Подобная мера может поставить под вопрос финансовую устойчивость «Аэрофлота». 26 апреля, в перерыве заседания глав МИДов 25 стран -- членов ЕС в Люксембурге, еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что Россия и ЕС уже пришли к соглашению по этой проблеме. «В принципе поход к решению этого вопроса найден, однако еще предстоит определиться в отношении конкретных условий», -- заявила она.

В 2003 году Россия и ЕС выступили с инициативой построения так называемых «четырех общих пространств»: экономического, внешней безопасности, внутренней безопасности, а также культуры и науки, включая аспекты образования. Сейчас работа над совместными планами действий по всем четырем «пространствам» вышла на финишную прямую, и Россия на самом высоком уровне подтвердила свою решимость подписать соответствующие соглашения уже на майском саммите в Москве. Вместе с «пространствами» Брюссель пытается выжать из России ряд экономических уступок. В первую очередь это касается оплаты транзитных полетов европейских авиакомпаний через российскую территорию в Японию и страны Юго-Восточной Азии.

Общий объем выплат по соглашениям о сибирском транзите с «Аэрофлотом» составляет около 300 млн долл. в год. По неофициальным данным, большую часть этих денег (порядка 75%) «Аэрофлот» перечисляет в бюджет государственных служб, занимающихся обеспечением аэронавигации. Но и оставшаяся сумма имеет критическое значение для финансовой устойчивости крупнейшей российской авиакомпании. Не называя конкретных цифр, менеджеры «Аэрофлота» и чиновники Министерства транспорта до прошлого года признавали, что компания «операционно убыточна», т.е. ее доходов от собственной деятельности без учета выплат по коммерческим соглашениям с иностранными перевозчиками недостаточно для покрытия текущих расходов. В прошлом году «Аэрофлот» впервые объявил о достижении операционной рентабельности. Тем не менее в эпоху, когда все мировые авиакомпании несут тяжелое бремя высоких цен на топливо (и не все его выдерживают), потеря такого замечательного финансового подспорья, как плата за «транссиб», может иметь для «Аэрофлота» самые неприятные последствия.

А ликвидировать эту плату европейцы предлагают в ударные сроки. Проект нового соглашения, предложенный ЕС Москве, формально предусматривает установление переходного периода с 1 января 2005 по 31 декабря 2013 года. Однако в другом пункте проекта говорится, что «все платежи, получаемые от перевозчиков ЕС согласно двусторонним соглашениям об авиатранспортных услугах и связанных с ними документах между РФ и странами ЕС, должны уменьшаться по крайней мере на 30% ежегодно до нуля начиная с 1 января 2005 года». Т.е. фактически плата за «транссиб» должна быть ликвидирована за три года с небольшим. Документ предусматривает, что в течение переходного периода Россия не будет вводить требование об обязательной посадке европейских самолетов на своей территории (плата за взлет-посадку -- одна из крупнейших статей доходов аэропортов, теоретически такая мера могла бы компенсировать финансовые потери нашей страны от прекращения «коммерческих соглашений», хотя одновременно она бы обессмыслила саму идею беспосадочного сибирского транзита). Кроме того, по замыслу авторов проекта нового соглашения, уже с текущего года Россия должна «полностью исключить любые существующие ограничения на частоту пролетов», а также «воздержаться от введения любых новых ограничений, применяемых к авиаперевозчикам ЕС».

Михаил КУКУШКИН
//  читайте тему  //  Россия и Евросоюз