Время новостей
     N°113, 29 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2001
Либерализация может породить «газовый ОПЕК»
О газовой политике России на внутреннем и внешнем рынках спецкору газеты «Время новостей» ЕЛЕНЕ СУПОНИНОЙ рассказал заместитель министра энергетики России ГЕННАДИЙ УСТЮЖАНИН.

-- Нефть называли топливом ХХ века. Можно ли сказать, что топливом XXI века станет газ?

-- В мире очевидна тенденция к большему использованию экологически чистого топлива, того же газа, а не угля или мазута. В нашей стране и сейчас газ используется как нигде в мире: до 50% топливного баланса, тогда как в той же Европе в среднем 20%. Европа к 2010 году намерена удвоить использование газа и как топлива на электростанциях, и на другие нужды. Хотя планы Европейской комиссии -- одно, а как это будет в жизни -- другой вопрос.

-- Разве планы европейцев могут не осуществиться?

-- С одной стороны, они хотят увеличить потребление газа, с другой -- снизить цены на газ, уйти от долгосрочных контрактов, хотя только на их основе страны-производители вкладывают инвестиции в разработку месторождений на перспективу. Если же это будет «спотовый», краткосрочный, рынок, сиюминутные цена и договор -- тогда у стран-производителей не будет заинтересованности во вложениях на перспективу. Вот противоречие: увеличение потребления и в то же время планы по либерализации рынка газа, перехода на «спотовый» рынок. Газовые производители выразили озабоченность этим на форуме в Тегеране 19--20 мая, там присутствовали представители Ирана, Алжира, Малайзии, Индонезии, Омана, Катара, России, Туркмении, Нигерии, Брунея и Норвегии.

-- Вы были на этом форуме от России. У вас нет впечатления, что создается нечто вроде «газового ОПЕК»?

-- Пока речь идет об обмене опытом, о прогнозах по развитию газовой промышленности. Да, иранцы подразумевают, что в будущем это должно работать по типу ОПЕК. Но все согласились, что это не сегодня и не завтра. Может, в 2005 или 2010 году. Так вот, министр энергетики и шахт Алжира Шакиб Халиль, к примеру, выразил недоумение: почему мы боимся сказать вслух, что собираемся еще и для того, чтобы противостоять Еврокомиссии, которая является картелем потребителей, хотя ее почему-то еще мало кто так воспринимает? Разве Еврокомиссия, как картель потребителей, при разработке газовой политики в Европе спросила страны-производители, разве согласовывала с ними свою позицию? Нет. А ведь завтра это может быть перенесено и на азиатские рынки.

-- Производителям газа не выгодны планы Европы по либерализации газового рынка?

-- Конечно. Не выгодны и краткосрочные контракты, и, разумеется, понижение цены.

-- В России есть мелкие газовые производители, у которых идеи европейцев по либерализации находят отклик. В частности, некоторых раздражает монополия «Газпрома» на трубу...

-- В России газодобыча на 95% газпромовская. Хотя есть рост добычи со стороны. Но в отличие от других стран цены внутреннего рынка у нас регулируются государством. Для независимых производителей эти цены тем более невыгодны, убыточны. 400 рублей за кубометр, то есть 12--15 долларов, не больше -- на развитие от этого не отщипнешь. А вот экспортная цена кубометра газа у нас в десять раз больше -- 130 долларов. Сейчас только «Газпром» имеет возможность за счет экспортных прибылей что-то вкладывать и на внутренний рынок, на трубу, на месторождения. И то ввод Заполярного месторождения уже 4 года как переносится, так как не хватает финансирования. Независимые же производители на экспорт выходить пока не могут. Такова политика государства, и она выгодна. Нельзя допустить конкуренцию российских газовиков друг с другом на европейском рынке. С другой стороны, чтобы поддержать развитие независимыми производителями газовых месторождений, появилась схема, которая в ближайшее время, возможно, осуществится. Во-первых, уже есть постановление, что с 15 независимых производителей не будет взиматься акциз -- а это 15%. Во-вторых, в перспективе для них возможен и выход на внешний рынок, на дальнее зарубежье. Но выходить на экспорт они смогут, условно говоря, под операторством «Газпрома». То есть должен быть единый оператор, чтобы наши экспортеры не работали на понижение цен.

-- Сможет ли Россия удовлетворить растущие потребности Европы в газе?

-- Сейчас наш экспорт в дальнее зарубежье, в основном в Европу, составляет 130 млрд ежегодно. Еще поставки в страны СНГ -- это 80--84 млрд. Запасы газа в России, включая разведанные месторождения, достаточны, чтобы повышать объемы добычи, сколько необходимо. Если европейцы заинтересованы в больших объемах газа, возможны их инвестиции в российские газовые месторождения и в трубу. Можно поджаться и при имеющихся ресурсах. Так, из-за того что газ дешевый, мы сейчас на внутреннем рынке потребляем порядка 450 млрд кубометров. А ведь внутреннее потребление можно однозначно уменьшить на 30% за счет энергосбережения, к примеру если начать регулировать температуру в комнатах не форточкой, а вентилем, и везде учет поставить.

-- Страны -- добытчики газа считают, что цены могут быть больше?

-- Да. Цены на газ связаны с ценой на нефть. Сегодняшняя цена устраивает производителей. Но если завтра цены на нефть поползут вниз, то с лагом времени в полгода поползут вниз и цены на газ. А производителям хотелось бы стабильной цены, чтобы она не плавала -- сегодня 130 долларов за кубометр, а завтра вдруг опять 80.

-- Новый газовый форум уже рассматривает ценовой вопрос?

-- Вопрос ценообразования есть, но форум пока ничего не может рекомендовать для исполнения странам-участникам. На мой взгляд, страны-производители будут продвигаться к позиции Ирана и, возможно, Алжира по формированию «газового ОПЕК» настолько быстро, насколько у Еврокомиссии будет получаться проведение в жизнь планов по снижению цен на газ.

-- Россия поддерживает планы Ирана по «газовому ОПЕК»?

-- Это пока России невыгодно. Газовый форум пока только совещательный орган, не более того. В долгосрочных контрактах «Газпрома» к 2010 году -- поставка в дальнее зарубежье порядка 160 млрд кубометров газа в год. То есть объем экспорта должен увеличиться на 30 млрд. Это солидный рост. Речь о долгосрочных контрактах на 25 лет -- с Германией, Италией, Турцией. Все это действует, но вот если действительно начнется разрушение системы долгосрочных контрактов, то позиция России в отношении «газового ОПЕК» изменится.

Беседовала ЕЛЕНА СУПОНИНА