Время новостей
     N°132, 26 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2001
Показательный диагноз
Липовые больничные давно стали прибавкой к жалованью врачей
На Камчатке закончилось очередное «дело врачей» -- 23 июля областной суд вынес приговор хирургу-урологу Камчатской центральной бассейновой больницы (КЦББ) Владимиру Звонареву, обвиняемому во взяточничестве и превышении служебных полномочий. Подобные процессы все чаще случаются в последнее время в российской провинции. И все они, как правило, заканчиваются условным наказанием. Дело Звонарева не исключение, и судья Ольга Штенгель, казалось, даже стеснялась зачитывать обвинительный приговор: пять с половиной лет условно. Поскольку денежное выражение вины преступника исчислялось всего шестью тысячами рублей, которые он за полтора года получил от благодарных пациентов за липовые больничные.

В материалах дела описаны житейские случаи. Газосварщику подвернулась выгодная «шабашка». На основной работе денег не платили, но на работу ходить было нужно. Обратился за больничным, и доктор вошел в положение. Судовому электрику, вернувшемуся из рейса, начальство не давало отгул, а отдохнуть хотелось. Кому-то нужно было постоянно возить ребенка на процедуры, кому-то срочно после развода съездить «на материк». Всем Звонарев помогал -- липовый больничный лист с диагнозом «правосторонний эпидидимит» (для мужчин) или «хронический пиелонефрит» и «хронический цистит» (для женщин) стоил у него всего 200 рублей. Собственно, за безотказность доктора и уважали, тем более что многим «пациентам» было известно -- с деньгами у Звонарева туго: жена не работала, сидела дома с тремя детьми, зарплаты не хватало даже в те месяцы, когда не было ее задержек.

Но «слава» уролога докатилась и до милиции, и год назад он был задержан. Как выражаются сотрудники правоохранительных органов, «в результате оперативных мероприятий». Шансов отвертеться у Владимира Звонарева не было -- взяли его после беседы с «подсадным» пациентом и с купюрами, на которых в ультрафиолете хорошо читалась надпись «Взятка». Впрочем, он и не оправдывался: сразу рассказал про всех пациентов и только жаловался, что из-за собственной -- нелиповой -- язвы не мог подрабатывать где-нибудь грузчиком.

Собственно, именно обсуждение жизни простого российского доктора и было главным содержанием завершившегося судебного процесса. Процесс взяточника в белом халате как-то быстро обернулся рассказом о нищете больниц и людей, и на каждую правовую норму обвинения находилось неправовое, но вполне житейское оправдание. И большинство взяткодателей, проходивших по делу в качестве свидетелей, доктора не осуждали. Только одна из бывших «пациенток», заигравшись в раскаяние, воскликнула: «Как же он мог с нас деньги брать, он же клятву Гиппократа давал!» За больничным она, кстати, приходила к Звонареву потому, что «для отдыха не хватило отпуска».

См. также материал «Рубль рублем вышибают»

Ирина ОСНАЧ, Петропавловск-Камчатский