Время новостей
     N°70, 22 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2005
Романтики с большой дороги
Союз автостраховщиков обещает расплатиться по обязательствам компаний-неудачников
Рынок ОСАГО ожидает «зачистка», в преддверии которой Российский союз автостраховщиков намерен добиваться поправок к закону "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Эти поправки позволят РСА расплачиваться по долгам страховщиков, чьи лицензии приостановлены. Таким образом, союз, заседание президиума которого прошло в четверг, хочет сам подстраховаться -- на днях Федеральная служба страхового надзора приостановила лицензии пяти компаний, занимающихся «автогражданкой»: «Авест», «Западно-Сибирская транспортная страховая компания», «Росмедстрах», «Доверие» и «Страховое общество правоохранительных органов Республики Татарстан». На очереди еще и шестая компания, назвать которую глава «Росстрахнадзора» Илья Ломакин-Румянцев отказался. Впрочем, "зачистка" вряд ли остановится на одном кандидате -- до 25 апреля «Росстрахнадзор» намерен провести проверку всего рынка и, возможно, назвать новых претендентов на убывание.

В свою очередь РСА готов взять на себя обязательства «приостановленных» компаний, если те не смогут самостоятельно расплатиться со своими клиентами. В частности, уже достигнута договоренность с «Росгосстрахом», согласившимся принимать заявления о возмещении ущерба по полисам «Западно-Сибирской транспортной страховой компании». Для выплат клиентам страховщиков, кинувшихся на перспективный рынок обязательной «автогражданки», не оценив толком свои финансовые возможности, РСА собирается использовать накопленные в компенсационном фонде средства -- порядка 600 млн руб. Естественно, небезвозмездно. В обмен на тушение пожаров протеста со стороны оставшихся без своевременных выплат автовладельцев союз намерен требовать для себя функции «коллективного ликвидатора» и права активнее вмешиваться в деятельность работающих в этом секторе страхового рынка компаний.

Однако для того, чтобы РСА получил право закрывать такие бреши, необходимо принять поправки к действующему законодательству. Сегодня резервные средства могут направляться на возмещение вреда здоровью лишь в случае окончательного банкротства страховщика. Поправки же, которые лоббирует РСА, дадут возможность расплачиваться из резерва и по долгам компаний, чьи лицензии отозваны по претензиям, связанным и с имущественным ущербом. Возглавляющий Всероссийский союз страховщиков депутат Госдумы Александр Коваль обещает внести проект буквально на днях и надеется на принятие документа на этой сессии.

Впрочем, ликвидация последствий этого кризиса может оказаться лишь генеральной репетицией. «Произошло то, о чем эксперты предупреждали еще три-четыре года назад, -- сказал вчера президент РСА Андрей Кигим. -- Несмотря на неплохие результаты по итогам первых лет действия закона об ОСАГО, убыточность в этом виде страховых услуг постоянно растет».

Со своей стороны «Росстрахнадзор», который и выступает в роли чистильщика рынка от недобросовестных страховщиков, уверовавших в большие доходы от ОСАГО и не просчитавших последствия, наряду с проверками предлагает и пересмотреть коэффициенты к базовому тарифу на «автогражданку». По мнению Ильи Ломакина-Румянцева, кризисная ситуация, в которой оказалась «Западно-Сибирская транспортная страховая компания», была обусловлена в том числе и низкой стоимостью полисов в регионах, где работала эта компания: в Ханты-Мансийском округе и в Тюмени. «Так не бывает, растут цены, инфляция, стоимость восстановительного ремонта, а тарифы стоят на месте», -- сказал г-н Ломакин-Румянцев корреспонденту «Времени новостей», пообещав после подведения итогов I квартала вернуться к вопросу о пересмотре региональных тарифов. Правда, вчера же на заседании комитета Госдумы по кредитным организациям и кредитным рынкам директор департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин заявил, что правительство хотя и будет обсуждать тарифы 9 июня, но «готово, скорее, говорить об увеличении размера сумм выплат, чем об изменении страховых тарифов». Так или иначе, но рынок ОСАГО ждут и дальнейшие потрясения -- по прогнозам г-на Ломакина-Румянцева, к 2008 году от 170 компаний на рынке ОСАГО, видимо, останется 20--30 страховщиков.

Юрий КОЛЕСОВ