Время новостей
     N°70, 22 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2005
Загазованное разбирательство
"Газпром" забирает у «Нортгаза» Северо-Уренгойское месторождение
"Газпром" вчера вечером объявил о том, что вступило в силу решение суда, запрещающее "Нортгазу" разрабатывать Северо-Уренгойское месторождение. Начальник управления по работе со СМИ концерна Игорь Волобуев заявил Интерфаксу, что в случае невыполнения решения суда Федеральным агентством по недропользованию в добровольном порядке, "Газпром" обратится с исполнительным листом в Службу судебных приставов.

Руководство «Нортгаза» же за несколько часов до заявления представителя "Газпромом" поделилось с общественностью нюансами тяжбы с монополистом. Как известно, на прошлой неделе арбитражный суд Москвы предписал Министерству природных ресурсов изъять у «Нортгаза» лицензию на пользование недрами и вернуть ее «Уренгойгазпрому». По словам президента «Нортгаза» Сергея Тупицина, тот же судья принял абсолютно противоположное (своим предыдущим) решение. При этом, говорит глава компании, суд не проводил разбирательства по существу, как того требовало постановление вышестоящей инстанции.

Позиция «Газпрома» в споре такова. Акционеры «Нортгаза» (основным из них является сенатор от Краснодарского края Фархад Ахмедов) «размыли» долю «Уренгойгазпрома» в «Нортгазе» сначала с 51 до 0,5%, а затем до нуля. Иски по признанию этих операций незаконными «Газпром» проиграл, и последней его надеждой на «возврат активов» остался отзыв лицензии у «Нортгаза». Понимая, что у Минприроды нет ни возможностей (финансовых и юридических), ни особого желания противостоять монополии, иск и был подан к министерству (а не к «Нортгазу», который, по признанию г-на Тупицина, только у налоговиков выиграл 21 тяжбу). «Нортгаз» был привлечен в качестве «третьего лица».

«Нортгаз» настаивает на другой трактовке событий. Не имея возможности привлечь инвестиции в разработку малых месторождений, «Газпром» в лице топ-менеджеров дал добро на создание совместных предприятий. Одним из проектов стал «Нортгаз». Правда, при этом реального привлечения средств в разработку месторождения не было. А после того как «Уренгойгазпром» потерял контрольный пакет в «Нортгазе», офшорные компании вложили около 150 млн долл. в создание инфраструктуры на месторождении и уже в 2003 году вывели добычу в западной части Северо-Уренгойского месторождения на проектные 5 млрд кубометров в год. Увидев прибыльное добывающее объединение, менеджмент «Газпрома» вспомнил о былом и пытается забрать этот привлекательный актив себе, считает г-н Тупицин.

В июле прошлого года дело об отзыве лицензии у «Нортгаза» на право пользования недрами слушалось в арбитражном суде Москвы. Суд определил прекратить производство по делу, посчитав, что "Газпром" обратился в суд с нарушением установленного законом трехмесячного срока. Однако 27 декабря 2004 года "Газпром" подал кассационную жалобу, и Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил определение суда первой и апелляционной инстанций и отправил дело на новое рассмотрение, которое состоялось 15 апреля 2005 года.

Одним из главных аргументов «Газпрома», по словам г-на Тупицина, было неведение руководства концерна относительно передачи лицензии от «Уренгойгазпрома» независимому производителю. «Мы готовы были предоставить оригиналы документов, подтверждающих то, что менеджмент концерна был осведомлен о передаче лицензии», -- заявил глава «Нортгаза». Он также сообщил, что решающее значение могли иметь свидетельские показание бывших и нынешних топ-менеджеров «Газпрома» и его «дочек». На вопрос, пыталась ли компания пригласить в суд бывшего главу монополии Рема Вяхирева или действующего генерального директора «Уренгойгазпрома» Рима Сулейманова (он занимает этот пост с 90-х годов), г-н Тупицин ответил: «Мы их приглашали, но жизнь есть жизнь... Они говорят нам -- вы хорошие ребята, но ...».

Г-н Тупицин предпочел не распространяться на тему мирных переговоров с менеджментом «Газпрома». «Я не акционер, но, насколько мне известно, руководству «Газпрома» предложен контрольный пакет в «Нортгазе», -- сообщил он. Условия передачи -- это предмет отдельных переговоров, которые, по его словам, сейчас идут довольно вяло. В «Газпроме» после судебного успеха, похоже, не особо хотят вступать в диалог.

Между тем у «Нортгаза» в кармане есть, по крайней мере, два козыря. «Принятое судом решение не может быть реализовано», -- заявил г-н Тупицин и отказался говорить, почему это так. «Это секрет, один из наших аргументов в предстоящих разбирательствах», -- заметил он. Второй аргумент очевиден -- основные фонды принадлежат «Нортгазу». И, даже получив лицензию, «Газпрому» придется договариваться об их выкупе. Вице-президент «Нортгаза» Вячеслав Сотников оценил их рыночную стоимость «минимум в 300 млн долл.» при балансовой в 154 млн долларов.

О своей поддержке позиции «Нортгаза» заявила и антимонопольная служба, сообщил исполнительный директор компании Геннадий Колесников. ФАС будет участвовать в судебном процессе по расторжению договоров на прокачку газа, добываемого "Нортгазом" в связи с тем, что "Уренгойгазпром" занимает монопольное положение, а у "Нортгаза" нет других возможностей прокачать свой газ.

Государственный комитет по геологии и использованию недр РФ 13 августа 1993 года выдал ООО "Уренгойгазпром" лицензию на право добычи газа, газового конденсата и нефти из сеноманских и неокомских залежей, геологическое изучение и последующую разработку ачимовских залежей и юрских отложений Северо-Уренгойского месторождения. "Нортгаз" был образован согласно постановлению правления РАО "Газпром" от 4 октября 1993 года с целью привлечения иностранных инвестиций для разработки валанжинских залежей Северо-Уренгойского месторождения. Госкомитет 23 марта 1994 года принял распоряжение, в соответствии с которым лицензия, выданная "Уренгойгазпрому", была разделена на две лицензии. При этом право добычи газа из сеноманской залежи было оставлено за "Уренгойгазпромом", а право добычи газа, конденсата, нефти из остальных залежей было отдано "Нортгазу".

Алексей ГРИВАЧ