Время новостей
     N°70, 22 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2005
Без глупостей
Правительство на грани науки и искусства
Обсуждение кабинетом Михаила Фрадкова презентованного Алексеем Кудриным перспективного финансового плана на 2006--2008 годы прошло, за единственным исключением, весьма гладко, компромиссно и, можно сказать, ко взаимному удовольствию.

Казалось, почти никто и ничто не напоминало о том, что сам докладчик буквально на днях публично заявил: "Правительство делает глупости". Глава Минфина, обычно весьма сдержанный в выражениях, утверждал также, что "экономическая политика сейчас меняется в сторону усиления роли государства", "снижения либерализации в ряде отраслей", "ослабления финансовой политики", что вместо шагов по снижению инфляции "мы делаем обратные шаги, сохраняющие инфляцию".

На сей раз Алексей Кудрин о глупостях не вспоминал, из чего, видимо, автоматически следовало, что правительство их больше не делает. Заодно никто больше не вспоминал про удвоение ВВП, про необходимость ежегодного роста более чем 7% ВВП. Самый оптимистичный вариант, предложенный Минфином, едва выруливает на шесть процентов с копейками. Экономический рост на ближайшие годы прогнозируется на уровне 5,9--6,2% ВВП. Это в лучшем случае, если цена на нефть будет 33--34 долл. за баррель. В худшем (при цене 28 долл.) рост может составить 4,5--4,6% ВВП. Иными словами, диагноз российской экономике поставлен. Спецэффектов ожидать не приходится. Главное -- соблюсти баланс, решили руководители кабинета министров. А то, как метко заметил премьер, «то голова утонет, то хвост увязнет».

Чтобы ничего не тонуло и не вязло, правительство пошло на компромисс с самим собой. Вместо высот экономического роста, удвоения ВВП, снижения налогового бремени, конвертируемости рубля и других широко озвученных идей г-н Фрадков, предваряя доклад министра финансов, заговорил о напряженном бюджете на 2006 год и необходимости в первую очередь выполнить социальные обязательства. Премьер сказал, что в данном случае «поиск компромисса -- это наука на грани с искусством».

Искусство Минфина, по мнению членов правительства, прежде всего сказалось в умении «утрясти» социальные обязательства -- а это удвоение пенсий и зарплат бюджетникам, а также повышение денежного довольствия военнослужащим.

Высокопрофессиональными стараниями замминистра финансов Татьяны Голиковой удалось втиснуться в бюджетное прокрустово ложе. И даже найти некоторые средства на то, чтобы удовлетворить притязания Минэкономразвития на создание инвестиционного фонда. Компромисс зашел так далеко, что, выступая на вчерашнем заседании правительства, главный финансист страны Алексей Кудрин, он же главный противник широкого использования государственных инвестиций, вдруг заговорил об инвестфонде как о деле уже решенном и даже в чем-то ему очень близком. Видимо, "наука" Михаила Фрадкова как главы бюджетной комиссии, которая собственно и определила сценарий экономического развития страны на ближайшие три года, не прошла для министра даром.

Впрочем, нашлись в кабинете отдельно взятые министры, которые все-таки усомнились в правильности выкладок Минфина. Глава Минприроды Юрий Трутнев и глава Минсельхоза Алексей Гордеев поинтересовались у г-на Кудрина, почему он основывает свой план на столь заниженных ценах на нефть. На что глава Минфина заявил, что правительство просто не имеет права «подстраивать бюджет России под высокие цены на нефть».

На стороне Минфина полностью оказался вице-премьер Александр Жуков. Он сказал, что часто приходится сталкиваться с двумя крайними точками зрения: первая -- максимально снизить налоги и расходы государства, вторая -- напротив, все порешать за счет бюджета. «Вариант Минфина является балансом между этими крайними и неприемлемыми точками зрения», -- резюмировал г-н Жуков. Он отметил, что очень важно сохранять профицит бюджета и не давать инфляции раскрутиться. На взгляд вице-премьера, план Кудрина позволяет этого достичь.

Г-н Жуков довольно жестко дал понять, что доводы оппонентов правительства, которые критикуют перспективный финансовый план за резкий рост непроцентных расходов (то есть расходов бюджета за вычетом трат на обслуживание госдолга), несостоятельны. «Эти расходы по отношению к ВВП поддерживаются на одном и том же уровне -- 15%», -- пояснил он.

Единственным исключением в этой атмосфере компромисса и главным оппонентом, болеющим за дело сокращения бюджетных расходов, оказался экономический советник президента Андрей Илларионов. Он заявил, что непроцентные расходы растут со значительным опережением роста ВВП. По его словам, если следовать и дальше таким курсом, который предлагает Минфин и кабинет в целом, то к 2008 году можно дойти и до бюджетного дефицита.

«Андрей Николаевич слишком свободно обращается с цифрами», -- немедленно отреагировал г-н Фрадков. Он указал на то, что уровень этих расходов по отношению к ВВП не превысит в 2006 году 13,7%. «Это официальные данные, которые характеризуют неувеличение доли непроцентных расходов в ВВП», -- сухо добавил премьер. И посоветовав президентскому советнику смотреть на вещи непредвзято, обернулся к г-ну Кудрину, которого буквально по-отечески похвалил. Сказав, в частности, что удовлетворен выступлением, несмотря на все «заданные неудобные вопросы».

"Когда российские власти повзрослеют?"

Советник президента Андрей ИЛЛАРИОНОВ прокомментировал "Времени новостей" свою позицию по финансово-бюджетной политике правительства:

-- Обмен мнениями на заседании правительства о динамике непроцентных расходов федерального бюджета отражает различия как в восприятии фактических данных, так и в их интерпретации.

Пять лет тому назад, когда непроцентные расходы (все расходы за исключением выплат по внешнему долгу. -- Ред.) федерального бюджета составляли немногим более 10% ВВП, российское правительство сформулировало и затем неоднократно подтверждало важнейшую цель своей макроэкономической политики -- непревышение ими уровня 12% ВВП. Тем не менее к 2004 году они превысили указанный рубеж и достигли 12,2% (без ЕСН) и 14,8% ВВП (с ЕСН). По закону о бюджете в 2005 году они должны были увеличиться до 13,6 и 15,0% ВВП соответственно. После принятия дополнительных обязательств удельный вес непроцентных расходов в ВВП возрастет до 15,1% ВВП (без ЕСН) и до 16,5% ВВП (с ЕСН), то есть почти на три процентных пункта ВВП.

В реальном измерении (с учетом ожидаемой правительством в 2005 году инфляции) непроцентные расходы федерального бюджета возрастут на 27%. При прогнозируемом росте реального ВВП на 6,5% и более реалистичной оценке его роста на уровне 5% запланированный рост непроцентных расходов намного опережает прогнозируемый рост реальной экономики.

Какие бы показатели динамики непроцентных расходов ни брать в расчет -- в реальном измерении или в процентах к ВВП -- их значительный рост налицо. Это свидетельствует как об отказе правительства как от целей, сформулированных им несколько лет назад, так и о дальнейшем существенном снижении качества экономической политики.

В условиях тяжелого течения «голландской болезни», которой подвержена Россия, рациональными шагами, направленными на смягчение ее последствий, явилось бы снижение налогового бремени, уменьшение цены отсечения стабилизационного фонда, стабилизация или сокращение удельного веса непроцентных расходов в ВВП. Однако правительство делает прямо противоположное -- отказалось от снижения налогов, повысило цену отсечения и резко увеличило непроцентные расходы.

Для отечественной экономики такие действия означают: сохранение высокого уровня инфляции, повышение реального курса рубля, падение конкурентоспособности российских компаний, замедление экономического роста. Международные финансовые организации и независимые аналитики практически единодушно задают один и тот же вопрос: Когда российские власти повзрослеют?

Вера КУЗНЕЦОВА