Время новостей
     N°70, 22 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.04.2005
Шла Шибуса по шоссе
Группа Shibusashirazu открыла Фестиваль Сергея Курехина
Традиционный московский мемориальный проект ФСК (Фестиваль Сергея Курехина, или современной культуры, или серьезной культуры, или как вам будет угодно -- расшифровывать аббревиатуру можно по-всякому) в этом году продлится до 28 апреля. Все концерты, как обычно, пройдут в центре «Дом», но открытие перенесли в клуб «Точка» -- знаменитому японскому авангард-джаз-поп-рок-бэнду Shibusashirazu требуется гораздо больше места, чем может предложить камерная дощатая площадка «Дома», рассчитанная на знатоков, меломанов, эстетов, фантазеров и экспериментаторов.

«Шибусаширазу» (организатор ФСК -- агентство «Длинные руки» волевым решением назначило произносить японское слово «Сибусясирадзю» именно таким -- «нормальным» -- способом) -- это инопланетный оркестр, состоящий из огромного количества медных духовых (саксофоны, трубы, туба и тубист при ней, поражающий своей инструментальной виртуозностью), двух масштабных ударных установок, двух гитар, бас-гитары, клавиш и перкусии, на которой играет чудесная красавица Мари Секинэ. В состав оркестра, вдохновлявшегося поначалу не только европейским и японским авангардом, но и русской «Поп-механикой» Курехина, входят еще шикарные девицы-танцовщицы, способные неистово бежать на месте 20 минут подряд и отплясывать такое диско, какое не снилось Дайане Росс в лучшие годы, а также компания мастеров японского пластического танца «буто» -- смеси урбанистического импровизационного искусства и архаической «глиноземной» телесности.

Под предводительством дирижера и контрабасиста Дайсуке Фува (он единственный похож во время представления на нормального человека -- спокойно прохаживается, покуривает, показывает «сетку» с количеством тактов, которые еще предстоит сыграть в той или иной манере) оркестр безумствует, блефует, хулиганит, играет мультижанровую музыку. Терминологической фиксации не поддается не только стиль группы, но и каждая композиция в отдельности. Она может начаться с изящнейшей этнографической пентатоники, продолжиться умопомрачительным диско, перетечь в легкий синти-поп и закончиться сумасбродной хард-роковой виньеткой. «Шибусаширадзу» играют с тем азартом, с которым русский человек произносит скороговорку «Шла Саша по шоссе» (под таким заголовком группа в Москве и выступала), доводя принципы фри-джаза до абсурда и перенося их в область жанровой морфологии. Музыка «Шибусы» -- упрямая фантасмагория безостановочной трансформации. Сценическое шоу -- одновременно продолжение и импульс музыкальных импровизаций. Когда за спинами зрителей из ниоткуда поднимается слезодробительно нежный, надутый дракон, сделанный из хозяйственной фольги, которого ведут на палочках и веревочках голопузые танцоры «буто», непонятно, то ли он родился из заоблачно тонкого голоса, поющего дурашливо-прекрасный мотивчик, то ли эти сладкие звуки возникают из его шуршащей, улыбающейся глотки.

Прочее на курехинском фестивале не менее изысканно. Организаторы рекомендуют алогичный ответ «Шибусе» -- норвежский проект ALOG, английский вокально-фортепианный дуэт «Гален-Клюшников» с сюрпризом, голландско-германское мультимедийное чудо Staalplaat Soundsystem (несколько игрушечных автомобильных проигрывателей -- «виниловых киллеров», снабженных радиопередатчиками и не способных выполнять никаких человеческих указаний), питерского голландца Алексея Левина с аккордеоном, смоленского фри-джазмена и упрямого шестидесятника Влада Макарова с сыном, контрабасиста Владимира Волкова с Сергеем Старостиным, Леонидом Федоровым и руководителем ансамбля духовной музыки «Сирин» Андреем Котовым, а также еще с десяток названий, способных удивить мир по-курехински нетривиальными звуками.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка