Время новостей
     N°69, 21 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.04.2005
Министру экономического развития и торговли РФ г-ну Грефу Г.О.
Министру экономического развития и торговли РФ г-ну Грефу Г.О.

Уважаемый господин Греф!

Ваше молчание в ответ на наши неоднократные призывы к диалогу вынуждает обсудить наши разногласия публично.

Мы надеялись, что разработка Среднесрочной программы, за которую прежде всего отвечает Ваше министерство, будет способствовать началу содержательного диалога, который сплотит все силы, заинтересованные в динамичном развитии России. К сожалению, ничего этого нет. Однако есть экономическое доктринерство, неумение или нежелание нормально работать с коллегами, обществом, бизнесом.

Если Среднесрочную программу будут внедрять так же, как разрабатывались законы о пенсионной реформе и монетизации льгот, то ее реализация приведет к таким же уже всем очевидным экономическим и социально-политическим последствиям, к каким привело внедрение этих законов. Высокомерие и доктринерство в экономической политике -- фактор политической дестабилизации. И бизнес, и граждане перестают доверять власти -- правительству и президенту. Растущий социальный пессимизм и снижающийся рейтинг Владимира Путина, который играет исключительно важную роль для политической стабильности в стране, -- это и Ваша вина.

Ваше министерство -- штаб экономики России. С Вас и спрос. Президент поставил ясную задачу: повысить конкурентоспособность экономики. Это -- стратегический вызов.

Что Вы сделали и готовы сделать в этой связи? Не так давно Вы заявили с трибуны Госдумы: «Наши товары нужны только нам самим». Мягко говоря, это преувеличение: не означает ли оно, что вы заранее снимаете с себя ответственность за то, чтобы изменить ситуацию, или оно означает, что у вас нет представления, как это сделать? Хорошо известен доклад авторитетной консалтинговой компании Мак-Кинси, демонстрирующий потенциальную конкурентоспособность России. Правительства и бизнес многих стран изумляются тому, как Россия упускает миллиардные контракты. Гигантские программы развития национальной инфраструктуры Индии и Северо-Восточного Китая -- яркие примеры того, как российские предприятия теряют выгоднейшие контракты из-за отсутствия поддержки государства. Именно Ваши структуры обязаны, но не собирают и не распространяют информацию об объявленных тендерах, не создают механизмы финансовой и политической поддержки таких контрактов.

Два года обсуждаются механизмы поддержки индустриального экспорта и импортозамещения. А тем временем «Росагролизинг» яростно лоббирует и практически «продавливает» проект закупки зарубежной сельскохозяйственной техники -- на 100 млн долл. Это способно подорвать существующие заделы по модернизации нашего сельхозмашиностроения. И не Вы, по должности ответственный за поддержку отечественного бизнеса, а премьер-министр Михаил Фрадков лично останавливает этот проект. Таких примеров немало. Создается явственное ощущение: тот факт, что наши товары «никому не нужны» -- результат во многом Вашей «недеятельности».

Ключ к конкурентной экономике -- технологические инновации. Три года готовился закон об особых экономических зонах (ОЭЗ). В том, что он нужен для поддержки и развития отечественного хайтека, не сомневался никто. Но гора родила мышь. Россия -- не Индия, где высокие технологии еще только зарождаются. Поддерживать создание ОЭЗ в «чистом поле» в стране, где уже есть огромные заделы и сложившиеся научные коллективы, -- издевательство над здравым смыслом. Эксперты 12 крупнейших компаний в сфере информационных технологий заключили: этот закон способен помочь лишь новым проектам, но никак не поддерживает и не развивает сложившуюся отрасль. По сути, закон, списанный с индийского, есть профанация и обман президента, давшего это поручение.

То, что идеи активной промышленной политики вам не близки, -- ясно любому, кто прочтет проект Среднесрочной программы. Из нее не видно, что у вас есть какая-либо содержательная концепция развития российской экономики. Отраслевые стратегии в нее вписаны явно для галочки. Министерство не определило те сектора экономики, которые нуждаются в государственной поддержке, не создало систему мер по защите национального рынка, уже упустило время до вступления в ВТО поднять таможенные барьеры в тех отраслях, которые нужно развивать, чтобы привлечь туда инвестиции и поднять их конкурентоспособность.

Единственная же подобная мера у нас -- запрет на ввоз старых легковых автомобилей -- была введена под давлением иностранных автоконцернов как условие их масштабных инвестиций. Лишь благодаря ей наконец начался масштабный выпуск подешевевших иномарок на российской земле. Естественно, на Западе понимают, что в подобной защите нет ничего «нелиберального» или «совкового». Все ответственные государства -- те же США или страны Евросоюза -- защищают свои рынки. И находят меры, совместимые с членством в ВТО. Европа сорок лет при активном участии государства создавала свой авиапром и теперь пожинает плоды успеха. Мы же свой почти похоронили, в том числе и благодаря Вашей возведенной в абсолют идее, что государство не должно вмешиваться в жизнь рынка.

Кажется, что главное для Вас -- сама догма: «Государство не должно мешать рыночным сигналам!» Но, во-первых, это неверно. Экономика лишь инструмент в решении задач более высокого порядка: роста благосостояния народа, защиты суверенитета страны. Невозможно полагаться лишь на сигналы рынка при решении стратегических задач. Стратегия как раз и нужна для того, чтобы решать задачи, в которых заинтересована страна и которые не под силу одному бизнесу. Во-вторых, наша хозяйственная структура такова, что, полагаясь лишь на рыночные сигналы, мы получим такую экономику, при которой машиностроение практически засохнет, а хайтек так и не прорастет. И тогда -- прощайте образование и наука, за которые была заплачена столь дорогая цена. Следует отдавать себе отчет, что отказ от структурной политики влечет за собой цивилизационный крах нашей страны.

Даже общепринятые рыночные меры без достаточной контролирующей роли государства дают обратный эффект. Разве тайна, что «открытые тендеры» стали прикрытием для сговоров и махинаций? Эксперты, исследующие коррупцию и практику бизнеса, констатируют, что откаты выросли в последнее время настолько, что ставят выполнение заказов на грань убыточности. Созданные Вами законы без грамотного и эффективного администрирования оказываются чреваты обратным результатом -- ростом коррупционного вмешательства. Совет по национальной стратегии характеризует современную российскую экономику как «экономику откатов и захватов».

СНС уже внес ряд конкретных предложений, направленных на ускорение темпов экономического роста и укрепление доверия между властью и бизнесом. Мы уже начали подготовку необходимых законопроектов. Но Вы не услышали нас, как не слышите ни представителей бизнеса, ни депутатов, ни в конце концов своего непосредственного начальника Михаила Фрадкова.

Уважаемый господин Греф! Мы готовы к диалогу ради нашей с Вами страны, ее величия, процветания россиян. СНС призывает Вас к широкому общественному диалогу по Среднесрочной программе действий.

Правление Совета по национальной стратегии