Время новостей
     N°68, 20 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.04.2005
Бензиновый бойкот
Российские нефтяники пожаловались российскому премьеру на украинского
Спор между российскими нефтяниками и украинским правительством по поводу цен на нефтепродукты на Украине вышел на межгосударственный уровень. ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, «Татнефть» и группа "Альянс», владеющие нефтеперерабатывающими заводами и заправочными сетями на территории республики, написали российскому премьер-министру Михаилу Фрадкову письмо с просьбой защитить их интересы на Украине (надеясь, что эта тема будет поднята на его переговорах с Юлией Тимошенко). Одновременно с этим представители компаний обратились к самой г-же Тимошенко, призывая ее не использовать методы административного регулирования стоимости топлива -- по навязанным им ценам нефтяники торговать не хотят (но, судя по всему, им придется пойти на это). Как известно, антимонопольный комитет активно расследует вопрос о монополизации рынка тремя компаниями -- ЛИНОСом, «Укртатнафтой» и ЛУКОЙЛом. «На высоком правительственном уровне обсуждается возможность реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих российским компаниям, в частности Лисичанского НПЗ (ЛИНОС), а плановая остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ объявляется чуть ли не главной причиной роста цен», -- говорится в письме г-ну Фрадкову, которое цитирует Интерфакс.

Российские нефтяные компании занимают две трети рынка нефтепродуктов на Украине. ЛУКОЙЛ владеет Одесским НПЗ, ТНК-ВР -- Лисичанским, «Укртатнафта» («дочка» «Татнефти») -- Кременчугским, группа «Альянс» совместно с «Казахойлом» -- Херсонским. ЛУКОЙЛ и ТНК имеют разветвленную сеть АЗС на Украине.

В своем письме г-ну Фрадкову компании отмечают, что еще в феврале подписали с правительством Украины меморандум о дальнейшем развитии рынка нефти и нефтепродуктов в республике, однако власти его нарушают. Холдинги, как и обещали, начали поставки дизельного топлива в объеме 600 тыс. тонн по льготной цене для проведения весенних сельхозработ. В то же время нефтяники отмечают увеличение налогового давления на НПЗ со стороны правительства и рост тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов по железной дороге. «Все это, а также вызванный объективными факторами рост цен на нефть привело к ощутимому увеличению стоимости нефтепродуктов с конца марта 2005 года" -- говорится в обращении к г-ну Фрадкову. В ответ "правительство Украины ввело регулирование оптовых и розничных цен на нефтепродукты, запретило экспорт дизельного топлива и реэкспорт нефти».

По сути, на Украине с нефтепродуктами сложилась такая же ситуация, как и в России: с начала года бензин и дизельное топливо неуклонно дорожают. До недавнего времени в республике они были даже дешевле, чем в нашей стране. Российские власти фактически признают, что пока не имеют рычагов воздействия на нефтяников, поскольку цена на нефть растет во всем мире и нефтяникам выгоднее экспортировать сырье, нежели отправлять его внутрь страны на заводы, не способные на глубокую переработку нефти. Кстати, еще в прошлом году при Леониде Кучме на Украине также были введены меры по ограничению роста цен -- те же российские компании под давлением властей в предвыборный период согласились снизить на месяц в мае и в августе рентабельность продаж с 20% до 7%. Правда, недавно исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан отметил, что это привело к дефициту бензина на АЗС. «В этом году, -- заявил г-н Хан, -- мы находимся в рыночных условиях». Однако вчера киевская власть установила до 1 января 2006 года предельные торговые надбавки на топливо на уровне 13% их оптово-отпускной цены или таможенной стоимости.

Еще неделю назад г-жа Тимошенко обвинила российские компании в том, что они собрались «подзаработать на населении Украины и аграрном комплексе», подняв цены на ГСМ накануне посевной. Нефтяникам объявили, что торговые надбавки будут ограничены 15%. По мнению премьера, российские владельцы украинских НПЗ «собрались в монопольный картель».

В середине марта в Киев по приглашению президента Виктора Ющенко прибыл десант из 24 российских олигархов, в том числе топ-менеджеры нефтяных компаний, озабоченных заявлениями о возможной масштабной деприватизации в республике. Тогда г-н Ющенко призвал россиян к доверительным отношениям -- в частности, посоветовал честно указывать происхождение своих капиталов, а также платить налоги. В таком случае, заверял он, усилия российских компаний будут вознаграждены созданием честных правил игры на украинском рынке.

Вчера президент "ТНК-ВР Украина", слова которого приводит Reuters, заявил: «Сейчас (нас. - Ред.) просят установить новые правила игры, которые заключаются в следующем: у России много нефти, у нефтяных компаний очень высокая рентабельность, поэтому подвиньтесь». Президент нефтяной компании «Альянс-Украина» Петр Мирошников в свою очередь отметил: «Говорить о том, что мы будем заниматься бизнесом себе в убыток, нечестно».

Формально компании могут исполнить свою угрозу и сократить торговлю. Как отмечает аналитик агентства Argus Наталья Борцова, Украина как экспортный рынок всегда представляла для российских нефтяников наименьший интерес: «В первую очередь они стараются экспортировать свое сырье в дальнее зарубежье, затем поставлять на внутренний рынок, и только потом -- на украинские заводы, практически по остаточному принципу. Так что они могут постараться, насколько возможно, сократить поставки на Украину, увеличив переработку в России». По данным исследовательской группы «Петромаркет», в прошлом году в среднем за месяц реальная загрузка украинских НПЗ сырьем составила около 44% от их плановой мощности (в России -- 73%). При этом эксперты отмечают, что производство на заводах действительно можно остановить без ущерба для предприятия.

Встреча гг. Тимошенко и Фрадкова была назначена на 15 апреля, но затем перенесена на неопределенный срок. Впрочем, вряд ли российский премьер сможет помочь своей украинской коллеге -- если бы он знал рыночные способы борьбы с ростом цен, то в первую очередь применил их в самой России.

Денис РЕБРОВ