Время новостей
     N°131, 25 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.07.2001
Там сырный дух
Wimm-Bill-Dann выходит на новый рынок
Промышленно-торговая группа Wimm-Bill-Dann объявила о начале «сырного» проекта. Пока доля WBD на общероссийском рынке всего 3%, однако в компании заявляют, что планируют увеличить ее до 7%. Участники рынка говорят, что успешность проекта полностью зависит от ценовой политики.

Твердые сыры уже производятся на заводах компании в Тимашевске (Краснодарский край), на «Уфамолагропроме», а также на «Туймазымолоко» (Башкирия), находящемся в оперативном управлении WBD. Общий объем проиводства -- 30 т в сутки.

В Wimm-Bill-Dann заявляют, что объемы производства будут увеличены, но точные цифры не называют, говоря лишь, что «объем производства сыров в денежном выражении планируется довести до аналогичного показателя по цельномолочной продукции» (в прошлом году объем ее производства составил 660,5 тыс. т). Представители Wimm-Bill-Dann сообщают, что уже в ближайшем будущем намерены приобрести еще несколько крупных региональных сыроварен. Объемы инвестиций в проект не называются.

В июле Wimm-Bill-Dann уже начал продажу сыров финской компании Valio OY через свою дистрибьюторскую сеть. Одновременно с этим началась реализация недорогих сыров собственного производства под известными марками «Российский», «Советский», «Костромской», «Пошехонский», «Голландский». Уже идет работа над единым сырным брэндом. К концу года в компании надеются довести ассортимент до 30--40 сортов.

Компанию ожидает довольно сильная конкуренция. Основные ниши сырного рынка, объем которого оценивается примерно в 800 млн долл., уже поделены между крупными международными брэндами -- Valio, Hochland и др. По данным маркетинговой компании GfK, в первом полугодии соотношение потребления импортных (в том числе производства СНГ) и отечественных твердых сыров составило соответственно 34 и 66%. «В последнее время позитивный имидж национальных сыров был утерян из-за низкого или нестабильного качества, слабой работы с потребителем, нарушений технологии», -- говорит руководитель сырного проекта WBD Олег Кузьмин. Видимо, с ними в первую очередь и собирается побороться компания.

«Рынок сыров развивается достаточно динамично, -- поясняет руководитель отдела исследований домашних хозяйств маркетингового агентства GfK Сергей Яшко. -- Но в твердых сырах ситуация выглядит весьма запутанной: очень много марок под одним названием, но от разных производителей (потребитель зачастую даже не имеет представления о производителе, покупая на вес 200--300 г сыра)». По мнению г-на Яшко, говорить о лояльности к каким-то конкретным маркам или даже производителям пока не приходится.

В этой ситуации выход WBD на сырный рынок выглядит вполне логично. Конкуренты воспринимают появление нового игрока спокойно, сомневаясь, правда, в серьезности его намерений. «Любой импортный сыр дороже производимого внутри России, но и качество у него выше, -- считает коммерческий директор компании «Караван», занимающейся поставками импортных сыров, Павел Бондарев. -- Я не думаю, что у WBD будет достаточно средств и молока, чтобы производить сыр стабильного качества круглогодично. Как летний проект -- возможно».

Другие игроки говорят, что в нынешних условиях основным фактором успеха будет цена товара. «Хорошо производить сыр -- сложно и дорого, -- полагает Евгений Гребнев, коммерческий директор «Лакталис-Восток» (поставщик сыров под маркой President). -- Если у WBD получится, они смогут занять относительно свободную нишу средних по цене и хороших по качеству сыров». Такого же мнения придерживаются и в компании Valio: «Рынок поделен, но есть вопрос ценовой политики -- недорогих сыров на рынке немного, а при низкой покупательной способности населения в регионах цена становится ключевым фактором», -- сказала вчера Ирина Гладкова, начальник офиса «Валио Санкт-Петербург».

Анфиса ВОРОНИНА