Время новостей
     N°57, 05 апреля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2005
«Транснефть» снова экономит
Компания намерена снизить дивиденды в пять раз
«Транснефть» продолжает бороться за снижение дивидендов. Компания хочет сократить выплаты по итогам 2004 года в пять раз, до 827,75 млн руб. (за 2003 год акционеры получили 3,963 млрд руб.). Еще в прошлом году менеджмент «Транснефти» настаивал на снижении дивидендов, но тогда госчиновники, входящие в совет директоров компании, смогли добиться увеличения предлагаемой суммы в 1,5 раза. В этот раз совет директоров тоже может оказать сопротивление.

Государство владеет 75% акций «Транснефти» (100% голосующих), оставшиеся 25% (привилегированные акции) находятся в свободном обращении и, по мнению экспертов, принадлежат портфельным инвесторам, не аффилированным с менеджментом. Совет директоров возглавляет министр промышленности и энергетики Виктор Христенко, кроме него в совет входят чиновники из Росэнерго, Росимущества, экспертного управления президента России и сотрудники самой «Транснефти», в частности президент компании Семен Вайншток.

По словам источника Интерфакса, на обыкновенные акции компания планирует выплатить 404,76 млн руб. дохода (2,377 млрд руб. по итогам 2003 года), на привилегированные -- 422,98 млн руб. (1,585 млрд руб. годом раньше). Источник сообщил также, что эти показатели холдинг представил совету директоров при утверждении планов финансово-хозяйственной деятельности на 2005 год, и теперь вопрос о дивидендах совет должен рассмотреть в мае. По уставу холдинга размер дохода на привилегированные акции должен быть не менее 10% от прибыли.

Вице-президент компании Сергей Григорьев не смог подтвердить данные, опубликованные Интерфаксом, и говорит, что не располагает материалами к майскому совету директоров. Совет пройдет в апреле, но обсуждение объема дивидендов в его повестку не входит, будут решаться, по словам г-на Григорьева, «чисто технические вопросы». Между тем, отметил он, холдинг «уже предупреждал инвесторов, что размер выплат будет существенно снижаться».

Аналитики не были удивлены поступившей информацией. «Давно было понятно, что компания старается вывести прибыль из головного холдинга в свои дочерние общества. Это видно, если сравнить результаты консолидированной отчетности (по международным стандартам, включают данные по «Транснефти» и ее «дочкам». - Ред.) и неконсолидированной (финансовые показатели только «Транснефти» по российским стандартам учета. - Ред.)», -- полагает глава аналитического отдела ИК «Совлинк Секьюритиз» Майкл Бобошко. К примеру, по неконсолидированной отчетности в 2002 году выручка холдинга составила 8,78 млрд руб., а прибыль -- 13,5 млрд руб., по консолидированной выручка была 8,82 млрд руб., а прибыль уже 26,01 млрд руб. В 2003 году показатели составляют соответственно 108,7 млрд руб. и 15,8 млрд руб. по российским стандартам, и 108,7 млрд руб. против 34,3 млрд руб. -- по международным. «Цифры наглядно показывают, что размер выручки остается тем же, а прибыль по консолидированной отчетности существенно выше, следовательно, она оседает в «дочках», -- говорит эксперт. По его прогнозам, в 2004 году выручка «Транснефти» по неконсолидированной отчетности составит 136,3 млрд руб., а прибыль -- 6,6 млрд руб. «Можно заметить, что разрыв между цифрами увеличивается еще сильнее, чем в предыдущие годы. И это понятно, ведь компании предстоит реализовать крупные проекты, в частности строительство нефтепровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана», -- отмечает г-н Бобошко.

В то же время, если брать в расчет размер дивидендов в 422,98 млн руб., то прибыль будет даже менее 4,5 млрд руб. В UFG также ранее отмечали, что «если исходить из приведенных в презентации «Транснефти» цифр (презентация прошла в феврале), в период 2004--2007 гг. дивидендная доходность акций не будет превышать 1%». Из появившихся вчера данных видно, что дивидендная доходность составит 1,8%.

В Росимуществе считают такой размер дивидендов «неоправданно низким». «Мы будем настаивать на увеличении дивидендных выплат по обыкновенным акциям», -- сказал представитель ведомства. Тем не менее эксперты не исключают, что в этом году Семен Вайншток все же сможет добиться своего. «При цене на нефть почти 50 долл. за баррель, когда бюджет получает сверхдоходы от экспорта сырья, лишние 100 млн долл. (дивидендов «Транснефти». -- Ред.) вряд ли будут играть существенную роль», -- говорит г-н Бобошко. Зато компании придется привлекать меньше заемных средств для реализации новых проектов.

Денис РЕБРОВ