Время новостей
     N°54, 31 марта 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.03.2005
ГАЗ -- это бренд
Автомобильные активы Олега Дерипаски перейдут под управление Горьковского завода
Холдинг «Руспромавто», объединяющий машиностроительные активы Олега Дерипаски, вопреки ожиданиям рынка, не станет публичной компанией. Как вчера заявил гендиректор автомобильного холдинга Александр Юшкевич, ему удалось отговорить г-на Дерипаску проводить IPO «Русмпромавто». Вместо этого решено капитализировать ключевой актив холдинга -- Горьковский автомобильный завод, который уже имеет кредитную историю и листинг на российской бирже. С этой целью в ГАЗ из «Руспромавто» будут переведены все предприятия, производящие продукцию с более высокой добавочной стоимостью.

ГАЗ на 76,5% принадлежит «Руспромавто» -- 100-процентной «дочке» «Базового элемента». Предполагается, что автозавод выпустит допэмиссию акций, которую будет предложено оплатить бумагами предприятий, входящих в «Руспромавто». Параметры допэмиссии (объем, коэфициент конвертации) будут определены советом директоров ГАЗа, который состоится 1 апреля, и затем будут вынесены на годовое собрание акционеров, намеченное на 30 апреля. Однако понятно, что акционеры «Руспромавто», контролирующие от 50 до 100% акций всех предприятий автомобильного холдинга, будут контролировать и новую холдинговую структуру. «Руспромавто» же останется держателем акций уже реструктуризированного ГАЗа, а также будет владеть активами, которые, по мнению менеджмента, пока не готовы к выходу на рынок. Это прежде всего работающий на оборонный комплекс УРАЛ и строительно-дорожная техника.

Сделать из «Руспромавто» публичную компанию ее владельцы решили еще в начале прошлого года -- они перерегистрировали компанию из ООО в ОАО и затеяли реструктуризацию активов. Однако, как пояснил вчера г-н Юшкевич, для проведения IPO «Руспромавто» потребовалось бы слишком много времени. Ведь прежде чем выйти на рынок, нужно показывать отчетность по МСФО в течение трех лет, а консолидированная отчетность компании впервые будет опубликована лишь по итогам 2004 года. ГАЗ же хотя и не очень публичная компания, говорит г-н Юшкевич, но он является основным активом холдинга. К тому же его акции уже торгуются на российском рынке (на РТС с 1995 года), а отчетность по МСФО, как выяснилось, готовится (но не публикуется) аж с 1992 года.

Перед IPO ГАЗу еще предстоит стать холдинговой компанией. Для этого, как пояснил г-н Юшкевич, ГАЗ выпустит допэмиссию собственных акций, оплатить которую можно будет либо деньгами, либо акциями предприятий, которые войдут в новый холдинг (ПАЗ, ЛиАЗ, ГоЛАЗ, КАВЗ, Ярославский моторный завод, Канашский автоагрегатный завод и некоторые другие). По мнению вице-президента АТОН Александра Агнибалова, исходя из долей «Руспромавто» в этих предприятиях, объем допэмиссии составит около 50% акций ГАЗа.

Пока неясно, будет ли предложена оферта несогласным миноритарным акционерам предприятий по выкупу их акций. Тем не менее в «Руспромавто» уверены, что сделали миноритариям очень выгодное предложение -- получить за свои акции более ликвидные бумаги нового холдинга.

Эксперты инвестиционных компаний сходятся во мнении, что новая схема значительно приблизит сроки IPO автомобильных предприятий г-на Дерипаски. Они прогнозируют, что размещение состоится в следующем году, и отмечают, что бренд ГАЗа гораздо известнее, чем «Руспромавто». А по мнению аналитика Газпромбанка Сергея Суверова, если удастся грамотно провести реструктуризацию корпоративного управления и удачно выбрать момент выхода на рынки, капитализация будущего холдинга составит 40% от выручки (а ее по итогам этого года менеджмент оценивает на уровне 3 млрд долл.).

Впрочем, некоторые эксперты указывают на то, что спрос на акции отечественных автомобильных компаний на фоне низкой конкурентоспособности их продукции сейчас невелик. По мнению вице-президента «Атона» Александра Агибалова, капитализация ГАЗа по этой причине в итоге не превысит 500--700 млн долл. В любом случае, считают эксперты, чем больший пакет акций ГАЗ предложит рынку, тем удачнее пройдет размещение, ведь покупатели будут бороться за право влиять на политику холдинга. Пока же аналитики говорят о будущем холдинге как о совокупности совершенно непрозрачных активов разного кредитного качества с неясной стратегией развития и управления.

Яна ГОДОВАНАЯ